В филармонии завершился фестиваль “Лабиринты Шнитке”

В Свердловской филармонии завершился фестиваль, посвящённый творчеству Альфреда Шнитке - одному из крупнейших композиторов ХХ века - завершение фестиваля совпало с 90-летием со дня его рождения.


фото: В филармонии завершился фестиваль “Лабиринты Шнитке”


В юбилейный для композитора год Свердловская филармония, готовясь к собственному 90-летию, возрождает резонансные проекты, имевшие особенный успех у публики. В их числе – фестивали современной музыки, представлявшие на рубеже веков творчество Софии Губайдулиной, Валентина Сильвестрова, Авета Тертеряна, Гии Канчели. «Лабиринты Шнитке» – проект нового времени, продолживший эти традиции. Монофестиваль помог публике глубже погрузиться в актуальную академическую музыку и острее ощутить тенденции современного искусства. Его концерты стали частью программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».



В рамках фестиваля в Свердловской филармонии был также представлен выставочный проект «Звуковые лабиринты Альфреда Шнитке», подготовленный Российским национальным музеем музыки при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.


Фестиваль в Екатеринбурге открыл Четвертый скрипичный концерт для виолончели с оркестром, который был создан в 1980-е годы - во время рождения вершинных сочинений Шнитке: «Эта музыка олицетворяет ощущение Вселенной, себя в ней, вне своего тела. Она „говорит“ от имени человека, который там побывал», — поделился Борис Андрианов, выступавший с Уральским филармоническим оркестром.


«Когда я дирижирую эту музыку, у меня часто возникает ощущение, что она находится вне времени и пространства. В ней есть что-то такое космическое, немного даже пугающее», — признался главный дирижёр УАФО Дмитрий Лисс.В центре программы УМСО прозвучал Четвёртый скрипичный концерт, в котором солировал Сергей Поспелов. Произведение, посвящённое Гидону Кремеру, который считал Шнитке «самым «скрипичным» из всех композиторов ХХ века, смыслово тоже стало центральным.



«Оружие музыки Шнитке — это его загадка, — считает Сергей Поспелов. — Тот код, который он оставляет нельзя расшифровать полностью, можно всё время лишь немного приближаться к разгадке. Это музыка, которая требует и перфекционального исполнения, и разнообразную по краскам, нюансам концепцию».


Четыре фестивальных концерта послужили моделью авторского метода Шнитке, с которым он преодолел разрыв между серьезной (Ernst) и развлекательной (Unterhaltung) музыкой. Особенно ярко это продемонстрировал финал фестиваля, где в исполнении Уральского молодёжного оркестра под управлением Дмитрия Филатова звучала стилизованная композитором под баховский век Сюита в старинном стиле и близкая ей по духу Сюита из музыки к фильму «Мертвые души», по-театральному обыгранная дирижёром и оркестром.


Онлайн трансляцию концерта-открытия с Уральским филармоническим оркестром и Симфоническим хором под управлением Дмитрия Лисса смотрели 4 000 пользователей в России, Беларуси, Нидерландах, Германии, США, Франции, Швеции, ОАЭ, Японии и Финляндии. 10% просмотров пришлось на слушателей виртуальных концертных залов Свердловской области.



Комментариев пока нет.

Это интересно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать