Российское образование и международные стандарты: вызовы и возможности

Авбакар Хатипович Нуцалов,

генеральный директор Организации «РАКУС ГРУПП», Санкт-Петербург

Новая система и международный контекст

С 2026 года в России запускается новая система высшего образования, предусматривающая обучение сроком от четырёх до шести лет и название степеней/квалификаций: базовое высшее образование (срок обучения от 4 до 6 лет), специализированное высшее образование (срок обучения от 1 года до 3 лет) и аспирантура1,2. Так называемая Болонская система давно показала свою неэффективность и изжила себя, а работодатели почти всегда были не довольны уровнем образования выпускников вузов. На первый взгляд, эта реформа выглядит логичной и понятной, однако в международном контексте она таит в себе ряд серьёзных рисков и проблем для выпускников. В большинстве стран бакалавриат занимает три-четыре года, магистратура – ещё один-два года, что в совокупности даёт продолжительность обучения сопоставимую с ранее существовавшим российским специалитетом. Однако на практике возникает проблема справедливого признания полученного образования: подготовительный факультет (один год), который иностранные студенты проходят перед поступлением, и последующие пять-шесть лет обучения (степень/квалификация — базовое высшее образование) в России могут в глазах зарубежных вузов и работодателей оказаться лишь эквивалентом бакалавриата. В то время как за рубежом аналогичный уровень степени можно получить за три года. Это резко снижает привлекательность обучения в России, российских программ для иностранных студентов, а в перспективе может сильно ударить и по отечественным абитуриентам при трудоустройстве за рубежом или продолжении обучения. Важным моментом здесь являются именно сроки обучения для получения степени/квалификации, Россия в данном случае очень сильно проиграет.

фото: Российское образование и международные стандарты: вызовы и возможности для базового высшего образования

Медицинские программы как пример эквивалентности

Наглядным примером является успешное признание за рубежом дипломов специалистов, полученных выпускниками отечественных вузов по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология». В России продолжительность этих программ составляет пять-шесть лет, что фактически эквивалентно совмещённому уровню бакалавриата и магистратуры, принятому в сфере медицинского образования во всех странах мира. Поэтому в странах Европы и Азии российский диплом медицинского специалитета признается именно как полноценная квалификация врача, открывающая дорогу к профессиональной практике. Такое положение дел уже давно превратило нашу страну в Мекку для иностранных граждан, желающих получить качественное, всемирно признаваемое и доступное высшее медицинское образование3.

Фактор мягкой силы и исторический опыт

Не менее важен и вопрос образовательной дипломатии. Достаточно часто многие иностранные студенты приезжают в Россию на программы бакалавриата в возрасте 18 лет, а затем для продолжения обучения в магистратуре уезжают в другие страны. Таким образом, результаты российской «мягкой силы» во многом обнуляются: годы учёбы на бакалавриате формируют культурные и профессиональные связи, но магистратура за рубежом переносит акцент на западные или азиатские образовательные системы. Введение фактически «бесшовного двухуровневого образования» внутри российских программ позволило бы удерживать студентов дольше и усилило бы международное влияние России в области высшего образования. То есть 5-6 лет базового высшего образования в России должно быть эквивалентно магистратуре за рубежом.

Ещё один инструмент, который можно рассмотреть в качестве решения, имеет исторический прецедент. В советский период иностранным выпускникам нередко выдавались два документа об образовании: стандартный отечественный диплом и специальный документ, составленный в соответствии с международными правилами признания. Такая практика помогала выпускникам без проблем строить карьеру за рубежом, а вместе с тем укрепляла престиж советского образования. Сегодня подобный механизм мог бы вновь стать важным элементом образовательной дипломатии России.

Что можно закрепить в законодательстве и в дипломе

Для того, чтобы базовое высшее образование с 2026 года не теряло привлекательности (причём как в глазах иностранных, так и отечественных студентов), необходимо законодательно и организационно закрепить его как полноценный уровень магистратуры. Во-первых, желательно, чтобы в федеральных актах было прямо прописано: базовое высшее образование сроком 5–6 лет – это квалификация/степень магистра. Во-вторых, требуется чёткая фиксация минимального объёма программ (300–360 зачётных единиц), а также описание компетенций и результатов обучения на уровне базового высшего образования. В-третьих, желательно ввести обновлённый единый шаблон диплома с приложением на русском и английском/французском языках, где будет явно указано, что речь идёт о Master’s или Integrated Master, с детализацией крéдитов, часов и профессиональных прав. И наконец, стоит предусмотреть академические «мосты» для обладателей зарубежного бакалавриата: это позволит переходить на укороченный вариант базового высшего образования с зачётом дисциплин, повышая гибкость системы. Если не провести эту работу, приём для продолжения обучения по программам специализированного высшего образования или аспирантуры станет сложным процессом ввиду огромной разницы образовательных программ и крéдитов базового образования России и бакалавриата, полученного за рубежом.

Международное признание: договориться на берегу

Возрождение двухдокументной системы – стандартного диплома и специального международного пакета (Diploma Supplement или подобного ему документа и официального письма-верификации от вуза или Министерства) значительно упростит признание российских дипломов за рубежом. Дополнительно стоит заключить (или обновить) рамочные соглашения о взаимном признании академических степеней/квалификаций4 и о предоставлении профессиональных прав с ключевыми партнёрами – странами БРИКС, СНГ, Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. Открытая публикация и официальная рассылка во все страны, из которых приезжают к нам учиться их граждане, «каталога сопоставимости» по всем специальностям с привязкой к международным стандартам обучения и стажировок (Международной стандартной квалификации образования5) позволит повысить прозрачность, доверие и привлекательность к российской системе, а также, что очень важно, продаваемость в международной образовательной среде.

Выводы и предложения

Перед Россией стоит двойная задача. С одной стороны, необходимо обеспечить внутреннюю логичность образовательной системы и прозрачность траекторий обучения для отечественных студентов. С другой – закрепить на законодательном уровне эквивалентность российского базового высшего образования (срок обучения 5–6 лет плюс 1 год подготовительного факультета для иностранных абитуриентов: от 6 до 7 лет) магистратуре Болонской системы (срок обучения на степень бакалавра 3–4 года и магистратуры 1–2 года: всего 4–6 лет) иностранных государств и адаптировать российские документы об образовании к международным стандартам для беспрепятственного признания в зарубежных государствах. В противном случае российские университеты очень сильно рискуют потерять конкурентоспособность на глобальном рынке образования, а многие студенты — интерес к получению высшего образования в нашей стране. Иностранный студент не приедет в Россию, чтобы получить степень бакалавра, если на родине или в другой стране он может получить эту же степень за 3–4 года.

1 «Базовое высшее» вместо бакалавриата: как изменится образование в России // Газета.Ru. – URL: https://www.gazeta.ru/social/2025/01/07/20347658.shtml?updated. – (дата обращения: 13.09.2025).

2 Высшее образование меняется: главное о базовом и специализированном уровнях // Университет СИНЕРГИЯ. – URL: https://synergy.ru/media/guides/entrance_guide/vyisshee_obrazovanie/kakimi_budut_novyie_urovni_obrazovaniya_bazovoe_i_speczializirovannoe_vyisshee.– (дата обращения: 13.09.2025).

3 Треть иностранных студентов в России обучаются на медицинских направлениях // Российский союз ректоров. – URL: https://rsr-online.ru/news/2025/9/11/tret-inostrannyh-studentov-v-rossii-obuchayutsya-na-medicinskih-napravleniyah/. – (дата обращения: 12.09.2025).

4 Ruwoko E.Qualification conventions are the key to mobility and trust // University World News. – URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20250701215652835&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=GLNL0839. – (дата обращения: 06.07.2025) (Соглашения о квалификациях – ключ к мобильности и доверию).

5 Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. – Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2013. – 87 с. – URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать