Авбакар Хатипович Нуцалов,
генеральный директор организации «РАКУС ГРУПП»
Международное образование давно вышло за рамки чисто академической темы. Сегодня это и имидж страны, и будущие партнёры, и продвижение геополитических интересов. Для России привлечение иностранных студентов – часть большой игры, а не второстепенная задача. Однако очевидно, что государственным структурам и университетам, как и во всем мире, сложно решать эти задачи в одиночку: без участия специализированных агентств, индустриальных компаний и других организаций усилия по продвижению российского высшего образования за рубежом будут ограниченными. Для конвертации политических достижений в практическую плоскость активной работы профильных ведомств российского правительства может быть недостаточно – требуется привлечение бизнес-структур, которые специализируются в этой области, что показало свою эффективность во всем мире (например, в США, Великобритании, Германии, Австралии и др.) Отличным примером является работа корпорации «Росатом», которая продвигает мирный атом как элемент «мягкой силы», основываясь на прочном политическом фундаменте. Такой же подход давно назрел и в образовании.
Конкуренты – от ближайших соседей по СНГ до глобальных игроков – выстраивают целые экосистемы, объединяя ресурсы государства и бизнеса. Актуальной тенденцией такого взаимодействия является развитие системы трансграничного образования (TNE), когда частные инвесторы принимают участие в создании зарубежных кампусов университетов, которые дают возможность государству решать вопросы миграционной политики, переключая потоки желающих обучаться в отечественных вузах в другие страны, а университеты получают возможность преумножать доходы, диверсифицировать свою деятельность, развивать новые программы, востребованные на рынке труда конкретной страны и региона1.
Ключевой вызов для России сегодня – научиться действовать совместно, рассматривая сферу привлечения иностранных студентов как общее дело, где усилия государственных и частных структур не конкурируют, а дополняют друг друга для достижения поставленных целей (указ Президента России – 500 тысяч иностранных студентов до 2030 года2).
В то же время важно помнить: сила высшего образования определяется не только числом иностранных студентов, но и качеством образовательных программ, и достижениями иностранных выпускников. Важно, чтобы за годы обучения студенты получали знания и навыки, которые будут востребованы не только сегодня, но и завтра. Иначе к моменту выпуска они столкнутся с тем, что рынок требует специалистов другого уровня или иной подготовки. Российские программы должны идти впереди технологического и экономического развития, чтобы выпускники оставались востребованными на рынке труда и усиливали престиж российского образования своими достижениями.
Государство и частный сектор: синергия усилий
Опыт показывает, что государственные университеты и профильные ведомства не могут в одиночку решать задачи международной экспансии. Их ресурсы и инструменты ограничены, тогда как работа в сфере международного образования требует гибкости, оперативности и возможности работать «на земле». Здесь, как и во всем мире, незаменимую роль играют частные агентства и организации, которые берут на себя функции, труднодостижимые для государственных структур при работе за рубежом: выстраивают маркетинговые кампании, сопровождают абитуриентов и их семьи на всех этапах – консультация и оформление документов для поступления в университет, выбор программы и помощь в оформлении визы, финансовые переводы и решение бытовых вопросов в России, сопровождение до получения дипломов.
Когда государство и частный сектор действуют вместе, дополняя друг друга, рождается эффект синергии: университеты дают статус и репутацию, частные компании – скорость и гибкость, маркетинг и продвижение за рубежом. Такой симбиоз работает куда эффективнее, чем когда каждый действует по отдельности. В такой модели выигрывают все: вузы получают стабильный поток студентов, бизнес – предсказуемость и доверие, сами студенты – полноценное сопровождение на всём пути получения высшего образования, а Россия – элемент сильной «мягкой силы» за рубежом. В итоге все стороны получают удовлетворённость результатами, включая стабильное и перспективное развитие. Сегодня как никогда требуется провести работу по формализации этой модели и отбору наиболее подходящих участников из частного сектора, потому что наши конкуренты проявляют невероятную активность уже на территории ближайших союзников России – в странах бывшего СССР.
Казахстан: образование как инструмент геополитики
Совсем недавно правительство Казахстана поставило цель довести до 150 тысяч человек количество иностранных студентов, обучающихся в вузах республики. Для выполнения этой задачи идёт не только развитие инфраструктуры национальных вузов, но и реализация проекта по открытию в Казахстане более 20 филиалов университетов США, Великобритании и Франции3,4.
Благодаря комплексной и согласованной политике, основанной на государственно-частном партнёрстве, инвестициям в высшее образование, тесному сотрудничеству с образовательными агентствами, открытию англоязычных программ и созданию стипендиальных фондов, всего за десятилетие страна превратилась из периферийного игрока в существенно заметный региональный центр притяжения студентов из Азии, Африки и Ближнего Востока5. Казахстан становится привлекательным не только для тех, кто хочет обучаться в русскоязычной образовательной среде, но при этом стремится получить доступ к глобальному образованию. Более того, студенты всё чаще остаются в стране после окончания вуза, что позволяет Казахстану одновременно наращивать человеческий капитал и укреплять своё международное влияние.
Этот пример показывает: образование в современном мире – часть большой геополитической игры. И Россия, являясь лидером на пространстве Глобального Юга и постсоветского региона, рассматривает привлечение иностранных студентов именно как стратегическую задачу, и поэтому необходимо усилить комплексное взаимодействие государства, университетов и специализированных частных агентств по международному образованию.
Интернациональная среда: ключ к удержанию студентов
Однако привлечь студента – лишь половина дела. Настоящая борьба за его лояльность начинается после зачисления. Сегодня во многих российских вузах с целью формирования благоприятной атмосферы для иностранных студентов создаются отдельные культурные клубы и землячества, проводятся национально- и культурно-ориентированные мероприятия6, но этого недостаточно. Интернационализация должна быть не формальной, а реальной. Спортивные соревнования, творческие фестивали, волонтёрские проекты и студенческое самоуправление должны объединять всех – и россиян, и иностранцев. За успешными примерами далеко ходить не нужно – достаточно вспомнить самобытный коллектив команды КВН Российского университета дружбы народов, который стал явлением в культурной жизни нашей страны.
Молодёжь особенно чувствительна к атмосфере в кампусе. Стоит иностранному студенту почувствовать себя «чужим на празднике» – и он уезжает не только из университета, но и из России. Напротив, совместные инициативы, где россияне и студенты из других стран выступают как одно целое, формируют прочные связи, которые перерастают в дружбу, партнёрство и, в перспективе, в стратегический инструмент удержания кадров, укрепления репутации российского образования и расширения влияния России в мире.
Что дальше?
Россия стоит одновременно перед вызовом и возможностью. Международный опыт показывает: образование становится действенным инструментом «мягкой силы» только тогда, когда государство и частный сектор действуют сообща, при этом университеты формируют среду, где иностранные студенты чувствуют себя как дома, а актуальность содержания образовательных программ, опережающих технологические и экономические тренды, закладывают основу карьерных достижений выпускников.
Конкуренция за иностранных студентов ежегодно усиливается, и Россия не должна оставаться в стороне. Выигрывают те страны, которые создают целостную модель государственно-частного партнёрства, и успешные примеры такого сотрудничества есть в ключевых отраслях российской экономики – трудно переоценить результаты, которых добиваются наши ведущие корпорации («Росатом»7, «Роснефть»8, «Газпром» и другие) на основе политических успехов, достигнутых высшим руководством России.
По рейтингу стран мира по готовности к будущему России занимает 57 место, что является далеко не лучшим показателем9. У России довольно низкие баллы по такому важному параметру, как «управление образованием» (25,02). Показатель «управление образованием» отражает эффективность и качество политики, правил и руководства, формирующих образовательную среду. По параметрам «человеческий капитал» (данный параметр определяет уровень образования, грамотности населения страны, доступность среднего и высшего образования) и «инновации» (способность страны развивать, производить и применять новые знания и технологии образования) у России баллы выше среднего – 55,57 и 57,62, соответственно.
Пришло время сделать следующий шаг и в образовании – сформировать долгосрочную стратегию, которая объединит усилия государства, университетов и специализированных в области международного образования российских частных организаций/агентств. Это позволит России не только увеличить количество иностранных студентов, но и удерживать их, превращая выпускников в настоящих друзей, послов и партнёров нашей страны. Здесь наиболее важно и содержание за рубежом российскими агентствами на постоянной основе представительств/филиалов в зарубежных государствах для постоянного продвижения российского высшего образования путём проведения образовательных и иных мероприятий для набора студентов на обучение в партнёрских российских вузах10.
Только при сочетании актуальных программ и дружелюбной среды Россия сможет не просто конкурировать, а задавать стандарты международного образования.
1 Sawahel W.New university branches to target region’s skills gaps / Савахель В. Новые филиалы университетов для восполнения дефицита кадров в регионе // University World News. – URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20251002070215710&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=GLNL0849. – (дата обращения: 05.10.2025).
2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 // Президент России. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542. – (дата обращения: 05.08.2025).
3 Какие зарубежные вузы открыли свои филиалы в Казахстане // Новости на Zakon.kz. – URL: https://www.zakon.kz/obshestvo/6463688-kakie-zarubezhnye-vuzy-otkryli-svoi-filialy-v-kazakhstane.html. – (дата обращения: 03.09.2025).
4 Развитие отечественной системы высшего образования через трансферт знаний и лучших международных практик. Ещё 8 филиалов зарубежных вузов откроют в Казахстане // Официальный информационный ресурс Премьер-министра Республики Казахстан. – URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/razvitie-otechestvennoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-cherez-transfert-znaniy-i-luchshikh-mezhdunarodnykh-praktik-eshche-8-filialov-zarubezhnykh-vuzov-otkroyut-v-kazakhstane-28733. – (дата обращения: 03.09.2025).
5 Saniyazova A.International student interest in Kazakhstan is rising / Саниязова А. Интерес иностранных студентов к Казахстану растёт // University World News. – URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=2025090310392557&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=COMMNL8051. – (дата обращения: 03.09.2025).
6 Адаптация иностранных обучающихся в России: теория и практика: Библиографический указатель / Сост. Е.В. Шевченко и А.М. Гущина / Науч. рук. Д.Н. Семенов, В.И. Круглов. – М.: Изд. центр «РИОР». – 2025. – 148 с.
7 В опорных вузах Росатома обучаются более 2,5 тысячи студентов из 65 стран // Вести.ru. – URL: https://www.vesti.ru/article/4707881. – (дата обращения: 29.09.2025).
8 «Роснефть» открыла производственную аспирантуру по цифровым технологиям в Тюмени // Lenta.ru. – URL: https://lenta.ru/news/2025/09/04/rosneft-otkryla-proizvodstvennuyu-aspiranturu-po-tsifrovym-tehnologiyam-v-tyumeni/. – (дата обращения: 04.09.2025).
9 Дания и Южная Корея возглавили рейтинг стран мира по готовности к будущему // ВФокусе Mail. – URL: https://vfokuse.mail.ru/article/daniya-i-yuzhnaya-koreya-vozglavili-reyting-stran-mira-po-gotovnosti-k-buduschemu-68149716/. – (дата обращения: 02.10.2025).
10 Представительства в 77 странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Европы и Америки // Обучение в России. – URL: https://edurussia.ru/ru/representatives/. – (дата обращения: 02.10.2025).
Комментариев пока нет.