Авбакар Хатипович Нуцалов,
генеральный директор Организации «РАКУС ГРУПП», Санкт-Петербург
Насколько велика роль агентов?
По данным исследований, не менее 70% желающих обучаться за границей пользуются услугами агентов по набору, а, например, среди желающих обучаться в Австралии этот показатель и вовсе достигает 86%. Причина этого состоит в том, что в условиях недостаточной информированности и низкого доверия к справочным онлайн-ресурсам абитуриенты и их родители видят в агенте фактически представителя университета, который должен обладать высоким уровнем профессионализма, знанием образовательных систем и всех тонкостей поступления и проживания за рубежом, который сможет позаботиться о студенте, а главное – возьмёт на себя полную ответственность за организацию обучения кандидата в выбранном зарубежном вузе. Именно поэтому к агентствам предъявляются столь высокие ожидания и требования.
Для российской системы образования роль агентов не менее значима. Они привлекают в Россию значительное число иностранных студентов, однако вынуждены работать в условиях отсутствия системного отраслевого контроля качества деятельности, в результате чего на рынке оказываются не только профессиональные и ответственные компании, но и откровенные мошенники. Регулирование отрасли стало стратегической задачей, и начать её решение стоит с изучения международного опыта.
В этом сегменте важно учесть, что в нынешнем небезопасном мире подавляющее большинство родителей вряд ли согласятся отпустить своего ребёнка на обучение в иностранное государство, тем более что зачастую абитуриент впервые самостоятельно выезжает в другое государство.
Как регулируется работа агентов в Китае
В Китае деятельность по набору иностранных студентов законодательно сосредоточена в руках компаний, зарегистрированных на территории Китая и принадлежащих только гражданам страны. Таким образом, любое иностранное рекрутинговое агентство, желающее привлекать граждан КНР на обучение за рубежом, не избежит сотрудничества со своими местными коллегами.
Для регулирования рынка агентов при поддержке государства в 2004 году была создана Пекинская Ассоциация агентств по обучению за рубежом (BOSSA, The Beijing Overseas Study Service Association), а в 2012 году – Китайская Ассоциация агентств по обучению за рубежом (COSSA, the China Overseas Study Service Alliance). Совместно эти структуры реализуют для сотрудников компаний по набору специализированную программу подготовки агентов в Китае (CEAC, China Education Agent Course).
Ключевой элемент китайской модели – ответственность агентств не только за процедуру поступления, но и за сопровождение студента на протяжении всего периода обучения. Разумеется, в этом случае и налоги на деятельность таких компаний платятся в бюджет КНР.
Как регулируется работа агентов в Иордании
Аналогичная – жёсткая и прозрачная модель регулирования системы агентов – выстроена и в Иордании. Так же, как и в Китае, доступ к работе на рынке набора студентов может получить только местное агентство, прошедшее аккредитацию Министерства образования и разместившее на своём банковском счету залог в размере 250 тысяч долларов США, который предназначен для покрытия возможных убытков студентов, если агентство нарушит свои обязательства.
Осознанное ограничение количества агентств и внедрение механизма финансовых гарантий формируют сразу два положительных эффекта для отрасли: из неё исключаются случайные или недобросовестные игроки, а государство получает инструмент влияния на этот сложный и узкопрофильный бизнес, в котором форс-мажорные обстоятельства могут привести даже к банкротству агентств.
Как регулируется работа агентов во Вьетнаме
В последние годы Вьетнам стал крупным донором студентов – за рубежом обучаются более 130 тысяч граждан страны, что является огромной цифрой. Рост числа студентов потребовал от государства наведения порядка в системе работы агентов. Министерство образования страны ввело обязательное лицензирование, а также систему подготовки и сертификации сотрудников агентств. Каждый консультант должен иметь высшее образование, подтверждённый уровень английского языка и пройти специальную программу обучения, включающую в себя изучение правовых основ, международных стандартов и профессиональной этики работы агента.
Несмотря на строгость регулирования, в крупных городах страны зарегистрированы сотни агентств, чья деятельность контролируется через муниципальные департаменты образования, а за нарушения правил работы предусмотрены значительные штрафы.
Как обстоит дело в России сегодня
Российский рынок агентств по привлечению иностранных студентов пока остаётся фактически нерегулируемым и крайне неоднородным. Наряду с ответственными компаниями на нём действуют и сотни мелких фирм и посредников. Зачастую это действующие иностранные студенты или выпускники вузов, которые подписывают с университетами формальные договоры и начинают работу без специальной подготовки, наличия компетенций и понимания того, как следует работать с иностранными студентами.
На практике это оборачивается подделкой документов, исчезновением посредников после получения наличными денег от абитуриентов и множеством конфликтов. Наиболее часто такие случаи проявляются в отношении агентов, привлекающих абитуриентов из Индии, Египта, Нигерии, Марокко, Алжира и Бангладеш.
Ситуацию усугубляет формальный подход части российских вузов: для отчётности они заключают десятки договоров с посредниками, но в 90-95% случаев эти соглашения не работают или приводят к разочарованию иностранных студентов и родителей, чья доверчивость оборачивается потерей времени, средств и веры в российское образование.
Дополнительную проблему создают иностранные компании, которые в условиях санкционных ограничений фактически ограничиваются «продажей приглашений» на обучение и не имеют возможности полноценно сопровождать студентов, не располагая представительствами в России из-за высоких расходов на их содержание. Между тем именно поддержка иностранного студента после приезда (помощь с правовым положением, бытом, адаптацией и т. д.) играет ключевую роль в успешном обучении. На этом фоне особенно ценными выглядят положительные примеры: отдельные отечественные агентства берут на себя комплексное сопровождение, включая организацию оплаты обучения, обеспечивают поддержку студентов на протяжении всего срока их пребывания в России (до 7 лет).
Почему это важно для России
Пока отрасль работает без единых правил, студенты и вузы остаются уязвимыми перед недобросовестными посредниками. Этот «дикий рынок» подрывает доверие к российскому образованию и лишает страну не только налогов, но тех преимуществ, которые могли бы быть достигнуты при чёткой системе регулирования. Международный опыт показывает: именно законодательное закрепление стандартов и создание национального реестра агентств или лицензирования деятельности позволяет очистить рынок от случайных игроков и превратить агентскую деятельность из зоны риска в реальный инструмент развития.
Создание прозрачной системы регулирования деятельности агентств по привлечению иностранных студентов может стать важным конкурентным преимуществом России за счёт упорядочивания отрасли и выстраивания системы долгосрочного сопровождения, что выгодно и вузам, и самим обучающимся. Следующим этапом может стать формирование национального реестра агентств и введение конкурсного отбора партнёров для вузов, учитывающего критерии интернационализации, объёма набора и долгосрочности контрактов с университетами.
Подобная модель позволит сочетать интересы государства, университетов и иностранных студентов, укрепляя позиции российского образования на глобальном рынке образовательных услуг.
Готова ли Россия сделать шаг к такой системе?
Комментариев пока нет.