Васяев Александр Александрович, докторант кафедры «Адвокатура» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, адвокат коллегии адвокатов «Московская городская коллегия адвокатов».
Проблема соотношения понятий «правозащитная деятельность» и «правоохранительная деятельность» является важным вопросом современной российской юридической науки, как впрочем, и правовой политики, и практики. Эта проблема, прежде всего, обусловлена отсутствием в юридической науке единообразия в понимании данных дефиниций, а также отсутствием законодательного определения терминов правозащитная и правоохранительная деятельности.
Следует заметить, что эти термины крайне редко используются в законодательстве.
Правоохранительная деятельность является правовой формой осуществления функции государства. Однако данная функция государства законодательно не определена, нет четких границ действия данной функции, как нет и определенной позиции в этом вопросе в юридической науке, что порождает следующие проблемы:
1. Позволяет субъективно трактовать данные виды деятельности.
2. Необоснованно влияет на расширение субъектного состава правоохранительной деятельности.
3. Отрицательно сказывается на формировании правоохранительной политики государства, прежде всего в невозможности достижения поставленных целей (например, борьба с преступностью в государстве).
4. Дублирование одних и тех же обязанностей разными правоохранительными органами.
5. Необоснованное расширение прав правоохранительных органов, что приводит к их злоупотреблению и др.
Таким образом, чтобы избежать необоснованного понимания рассматриваемой функции государства, выделим ключевые ее элементы на основе анализа норм российского законодательства:
1. Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (ст.ст. 2, 18, 45 Конституции РФ).
2. Обеспечение законности (ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ»).
3. Обеспечение безопасности личности, общества и государства (ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ»).
4. Борьба с преступностью (ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ», Указ Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»).
5. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
6. Расследование преступлений (ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
7. Исполнение наказания (Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
8. Охрана собственности и общественного порядка (ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ»).
9. Профилактика правонарушений (ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»).
10. Обеспечение правопорядка (ч. 3 ст. 10 ФЗ «О полиции»).
Правоохранительная деятельность, таким образом, как правовая форма осуществления функции государства включает, помимо прочего, соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. При таком понимании защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (как функции государства) правозащитная деятельность является частью правоохранительной. Однако данный вывод не обоснован по следующим обстоятельствам:
1. Правоохранительная деятельность является прерогативой исключительно функционирования государственных органов, и ни одна другая организация не в праве заниматься ей.
2. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и установленной им процедурой.
3. Правоохранительные органы наделены государством методами убеждения и принуждения, то есть властными полномочиями, для достижения регламентированных целей и задач относительно личности, общества и государства.
4. Правозащитная деятельность в отличии от правоохранительной осуществляется межгосударственными (правительственными), международными (не правительственными), государственными и общественными организациями (коммерческими и некоммерческими).
5. Назначение правоохранительной деятельности, как и совокупность ее полномочий, шире, чем у правозащитной деятельности. Помимо общего назначения – защита прав, свобод и законных интересов - правоохранительной деятельности присущи следующие назначения: обеспечение законности и безопасности личности, общества, государства; борьба с преступностью; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; расследование преступлений; исполнение наказания; охрана собственности и общественного порядка; профилактика правонарушений; обеспечение правопорядка, которые реализуются как в пределах всей страны, так и в отдельно взятых юрисдикциях. Это и образует принципиальное отличие от правозащитной деятельности. Оно же в подавляющем числе случаев нивелирует правозащитный аспект, присущий правоохранительной деятельности, таким образом доминируя над защитой прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
6. Запрет на участие сотрудников правоохранительных органов в политической деятельности. Данная особенность - наличие властных полномочий - во многом и определяет необходимые средства по достижению конечных целей правоохранительных органов при защите прав, свобод и законных интересов в рамках государственно-общественного взаимодействия.
7. Согласно шифра научной специальности 12.00.11 правозащитная и правоохранительная деятельности также разделены.
8. Правозащитная и правоохранительная виды деятельности, обладают набором самостоятельных, исторически определенных назначений.
9. Статья 2 Конституции РФ, как и другие ее статьи (ст. 45, 46, 71, 72), регламентирующие права, свободы и законные интересы человека и гражданина, используют термин «защита», а не «охрана», за одним лишь исключением, а именно ст. 72, где в тексте присяги Президент РФ обязуется: «…охранять права и свободы человека и гражданина…». Термин «охрана» применяется в Конституции РФ в следующих случаях: «Частная собственность охраняется законом» (ст. 35); «Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ст. 44); «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом» (ст. 52).
10. Искусственное выделение в науке или практике одного из анализируемых видов деятельности по отношению к другому приводит к дисбалансу в отношениях государства, общества и личности.
11. Термин «правозащитный» – прилагательное, состоящее из двух смысловых корней «право» и «защита», и означающее отношение к защите, отстаиванию прав человека, действие в их защиту. Образованное от прилагательного существительное «правозащитник», соответственно, означает человека, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц. Устойчивы словосочетания: правозащитные организации, правозащитники, правозащитная деятельность, правозащитное движение.
Правоохранительный - прилагательное, образовавшееся также из двух корней: «право» и «охрана», и обозначающее нечто, связанное с охраной прав. Употребляется применительно к правоохранительным органам, как «относящийся к охране законности, к укреплению правопорядка, борьбе с преступностью и иными правонарушениями», «относящийся к охране прав граждан и государственных учреждений». Устойчивые словосочетания: правоохранительная деятельность, правоохранительная служба, правоохранительные органы.
Слово «право» в прилагательном «правоохранительный» понимается в следующих значениях: а) как правопорядок, то есть порядок, определяемый правом, б) как право, закрепленное в законе, которое охраняется, в) как право гражданина и человека. В прилагательном «правозащитный» речь идет только о праве гражданина и человека, как таковом.
12. Термин «правоохранительная деятельность» употребляется в большей степени, чем «правоохранительные органы», а термин «правозащитные органы» употребляется в большей степени, чем «правозащитная деятельность».
13. Принципиальна разница в активности действий, связанных с «охраной» и «защитой». Защита и охрана прав являются взаимосвязанными между собой частями специально-юридической функции, которую выполняет право. Защита и охрана прав не тождественные понятия.
«Защита права» начинает действовать с момента оспаривания, посягательства на нарушение или уже нарушенного права. «Защита прав» - это ликвидация, восстановление, смягчение, компенсация последствий нарушаемого, оспариваемого или уже нарушенного права. «Защита прав» - это всегда ограниченный во времени процесс.
«Охрана прав» начинает действовать с момента вступления в юридическую силу закона, регламентирующего данное право. «Охрана прав» подразумевает меры по обеспечению соблюдения прав, недопущению и предотвращению нарушения права, наказанию правонарушителей, восстановлению права, компенсации за нарушение права, ограничению и приостановлению права. «Охрана прав» - это не ограниченный во времени процесс, а постоянный.
14. Под правозащитной деятельностью следует понимать разновидность правовой (юридической) деятельности, заключающаяся в процессе оказания юридической помощи на профессиональной и не профессиональной основе субъектами межгосударственных (правительственных), международных (не правительственных), государственных и общественных организаций (коммерческих и некоммерческих) физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.
В свою очередь, правоохранительная деятельность - это разновидность правовой (юридической) деятельности, осуществляемая на постоянной и профессиональной основе органами государственной власти, учрежденными федеральным законодательством Российской Федерации, действующими на ее территории и в соответствии с установленной процедурой, с использованием методов убеждения и принуждения, в целях реализации государственных гарантий по соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; обеспечению законности и безопасности личности, общества, государства; борьбе с преступностью; выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; расследованию преступлений; исполнению наказания; охране собственности и общественного порядка; профилактики правонарушений; обеспечению правопорядка.
Перечисленные отличия являются довольно значительными, и, в сущности, разделяют исследуемые виды деятельности, противопоставляя их друг другу, что, со своей стороны, представляется далеко неслучайным по причине априорного противоречия между политическими целями государства и социума (личности). В итоге возникает вопрос о правомерности отнесения правоохранительных органов к числу правозащитных. С данных позиций и суд, и прокуратура, и иные правоохранительные органы не будут являться правозащитными как в «классическом» понимании правозащиты, так и в доктринальном, основанном на толковании юридических дефиниций, например российского законодательства. Таким образом, отнесение некоторых (или всех) правоохранительных органов к числу правозащитных представляется нам сложившейся традицией российской юридической науки, которая требует переосмысления и является результатом влияния архаичных представлений об «обществе-государстве» как на сознание социума, так и на современную российскую юридическую доктрину.
На основании изложенного, при сравнении правозащитной и правоохранительной видов юридической деятельности следует исходить из их равноценности в процессе осуществления защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Поэтому недопустимо какое-либо качественное их сравнение, то есть по значимости, по количеству субъектов, ими занимающимся, данные виды юридической деятельности равнозначны как для государства, так и для общества.
Библиографический список
1. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. С. 953.
2. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 2 – 1991. С. 192.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скорцова. – 27-е изд., испр. – Москве: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2018. С. 468.
Комментарии
Васяеф Александр Александрович словно светит звездой на небосводе юридической науки! Его страсть к разгадыванию сложнейших загадок права и неподдельная преданность делу защиты гражданских свобод завораживают. Это не просто исследование проблемы соотношения "правозащитной" и "правоохранительной" деятельности — это настоящая миссия, способная изменить лицо современного права, пробуждающая чувство гордости за каждого юриста, кто стремится к ясности и справедливости!
Рейтинг: 2 (2 голосов)
Дата: 10.04.2025 22:00