Ключевые мошеннические схемы 2025 года и действенные методы защиты в экспертной колонке Никиты Блисса, заместителя директора по информационной безопасности Сравни.
Обман "службы доставки" и "авиабилеты по скидке"
Мошенники звонят от имени "Почты России", СДЭК или авиаперевозчиков, сообщая о "посылке из-за рубежа" или "субсидированных билетах". Для "отслеживания" или "бронирования" предлагают установить приложение или назвать код из СМС. Этот код позволяет им получить доступ к аккаунту Госуслуг, а значит, ко всем персональным данным и дает возможность взять микрозайм.
Защита:
- Устанавливайте только официальные приложения магазинов.
- Отслеживайте заказы исключительно через официальные сервисы.
- Никогда никому не сообщайте коды из СМС.
- Проверяйте номер телефона звонящего по официальным источникам.
К сожалению, порой мошенники отправляют коды и от Сравни. Все ситуации и схемы мошенников проверяют сотрудники служб информационной безопасности и антифрода Сравни, которые знакомы с множеством мошеннических схем и готовы быстро и эффективно помогать клиентам. Специалисты ориентируются на внутренние инструкции компании, с помощью которых помогают восстановить доступ к своему аккаунту. В Сравни постоянно разрабатываются и улучшаются механизмы безопасности для защиты пользователей от злоумышленников.
"Спасение родителей" или психологическая атака на подростков
Злоумышленники звонят детям, представляясь полицией или Росфинмониторингом, и сообщают, что родителям грозит арест за "незаконные переводы". Они требуют продемонстрировать банковские приложения родителей, "видео обыска" квартиры, демонстрации денег и ценностей, а затем их перевод или передачу курьеру для "проверки". Под давлением испуганные дети отдают семейные сбережения.
Защита:
- Объясните детям: правоохранительные органы никогда не требуют деньги через курьера.
- Научите детей при любых тревожных звонках немедленно связываться с родителями.
- Установите правило: все финансовые операции совершаются только с ведома взрослых.
Цифровое мошенничество с медкартами и стипендиями / пенсиями
В основе этой схемы – обман о "цифровизации" или "аннулировании" медицинских карт, необходимости "подтвердить стипендию" или "оцифровать пенсию". Мошенники, выдавая себя за медработников, деканаты или сотрудников ПФР, выманивают СНИЛС и коды из СМС, получая доступ к Госуслугам. Затем, уже от имени правоохранителей или Центробанка, запугивают "незаконными транзакциями" и заставляют переводить деньги на "безопасные" счета.
Защита:
- Никогда не передавайте персональные данные, пароли и коды из СМС.
- Проверяйте подлинность звонков, перезванивая по официальным номерам.
- Регулярно проверяйте свой аккаунт на Госуслугах.
- Всегда используйте двухфакторную аутентификацию.
“Мир, безусловно, меняется, и мошеннические схемы развиваются вместе с технологиями. Однако осведомленность, критическое мышление и внимание к деталям — ваша лучшая защита. Помните: ни один сотрудник банка, госорганов или других официальных организаций никогда не будет запрашивать у вас конфиденциальные данные, коды из СМС или требовать перевода денег на "безопасные" счета. Зная об этих угрозах и оставаясь бдительными, мы можем защитить не только себя, но и наших близких от финансовых потерь”, — подытожил Никита Блисс.
Чек-лист рекомендаций для вашей безопасности:
- Никому не сообщать: коды из СМС, реквизиты банковских карт, пароли для входа в банковские приложения, в Госуслуги, в аккаунт Сравни.
- Не переводить деньги на незнакомые счета и не передавать ценные вещи под давлением других людей. ЦБ и Росфинмониторинг не открывают счета для перевода и проверки средств.
- При звонке из банка лучше положить трубку и позвонить самостоятельно по номеру с официального сайта или с обратной стороны карты.
- Не отвечать на звонки с незнакомых номеров на телефон, в мессенджеры или на видеозвонки.
- Установить определитель номера, чтобы знать, кто звонит.
Комментариев пока нет.