Рост налоговых поступлений в 2025 году демонстрирует устойчивость российской налоговой системы и эффективность мер, направленных на увеличение доходов бюджета.
Эксперт кафедры экономики и экономическойбезопасности Среднерусского институтауправления – филиалаРАНХиГС Олег Кожанчиков указывает причины роста налоговых поступлений:
- Резкий рост НДФЛ (+40% в федеральный бюджет). Основные факторы:
Прогрессивная шкала налогообложения (с 01.01.2025):
- Повышенные ставки применяются к доходам свыше 2,4 млн рублей (дивиденды, проценты) и 5 млн рублей (спецдоходы). Это привело к увеличению федеральной доли НДФЛ до 37% (14 млрд рублей из 38 млрд).
- Рост зарплат: Фонд заработной платы за январь-февраль 2025 года вырос на 16,5%, что повысило базу для налогообложения.
- Социальная направленность: Часть средств НДФЛ направляется в фонд «Круг добра», что усиливает общественную поддержку реформы.
- Проекты развития Северного морского пути (СМП)
- Инфраструктурные инвестиции: План развития СМП до 2035 года включает строительство 10 ледоколов, 14 портов и 3 железнодорожных магистралей. Это создает налоговую базу через деятельность компаний («Новатэк», «Роснефть» и др.).
- Прогнозируемые поступления: К 2035 году налоги от компаний-участников проектов СМП составят 13 трлн рублей.
3. Цифровизация налогового администрирования (НСПД в Татарстане)
- Национальная система пространственных данных (НСПД): Точный учет земельных участков и объектов недвижимости позволил увеличить собираемость налогов на 0,5 млрд рублей ежегодно.
- Региональный эксперимент: Успешный опыт Татарстана планируется распространить на другие регионы (Пермский край, Иркутская область).
По мнению эксперта Олега Кожанчикова возможен следующий прогноз развития ситуации:
- Оптимистичный сценарий:
- НДФЛ: При сохранении роста зарплат и прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в федеральный бюджет могут вырасти на 25–30% к концу 2025 года.
- СМП: Реализация инфраструктурных проектов ускорит освоение Арктики, увеличив налоговые поступления от сырьевых компаний на 5–7% ежегодно.
- НСПД: Внедрение системы во всех регионах к 2030 году добавит в бюджет 3–4 трлн рублей за счет ликвидации «теневых» участков.
- Риски и пессимистичный сценарий:
- Зависимость от сырьевого сектора: Падение цен на нефть или санкции против компаний СМП могут снизить прогнозируемые 13 трлн рублей на 30–40%.
- Инфляционное давление: Рост зарплат опережает производительность труда, что может привести к стагнации НДФЛ после 2026 года.
- Технические сложности: Масштабирование НСПД на другие регионы потребует значительных инвестиций и времени.
- Базовый сценарий:
- К 2027 году:
- НДФЛ стабилизируется на уровне 10–12% годового роста.
- Налоговые поступления от СМП составят 1–2 трлн рублей ежегодно.
- НСПД охватит 10 регионов, добавив 1,5 трлн рублей в бюджеты.
Эксперт Олег Кожанчиков рекомендует следующее:
- Для проектов СМП:
- Создать спецрежим налогообложения для инвесторов в арктическую инфраструктуру.
- Развивать логистические хабы для снижения зависимости от сырьевого экспорта.
- Для цифровизации:
- Тиражировать опыт Татарстана через гранты регионам, внедряющим НСПД.
- Подключить к системе малый бизнес для автоматизации отчетности.
- Управление рисками:
- Формировать резервный фонд на случай падения цен на нефть.
- Ужесточить контроль за расходованием средств, направленных на СМП.
Таким образом, подытоживает эксперт, рост налоговых поступлений в 2025 году обусловлен как структурными реформами (прогрессивный НДФЛ, цифровизация), так и стратегическими проектами (СМП). Однако устойчивость этих тенденций зависит от:
- Диверсификации экономики (снижение зависимости от сырья).
- Сохранения баланса между фискальной нагрузкой и стимулированием бизнеса.
- Скорости внедрения цифровых инструментов во всех регионах.
Реализация рекомендаций позволит не только сохранить текущие темпы роста, но и создать основу для долгосрочной финансовой стабильности.
Комментариев пока нет.