Открытия торговых центров Москвы с начала года демонстрируют уверенный рост

С начала 2025 года по сентябрь включительно в Москве было введено 91,1 тыс. кв. м новых ТЦ, что на 10,4% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Количество открытых объектов также выросло, на 33% — с 6 до 8 торговых центров.

Объёмы открытий торговых центров в Москве 2010-2025 гг., тыс. кв. м

фото: Открытия торговых центров Москвы с начала года демонстрируют уверенный рост

Примечательно, что большинство объектов, открытых c начала года, — 71% — приходится на районные торговые центры, в то время как на окружной формат – 29% (по арендуемой площади). Эта структура открытий наглядно иллюстрирует тренд на районный формат в строительстве торговых центров Москвы.

Распределение открытий торговых центров Москвы по форматам, согласно анонсам девелоперов, 2025 г.

фото: Открытия торговых центров Москвы с начала года демонстрируют уверенный рост

Ожидается, что данная тенденция получит свое развитие и по итогам 2025 г. Согласно анонсам девелоперов, общий объем введенных торговых площадей за 2025 г. в столице может достигнуть 197,2 тыс. кв. м. Районный формат будет лидировать в статистике – на него придется 36% всех новых объектов, что также демонстрирует обозначенную ранее тенденцию. Доли окружного и регионального форматов составят 33% и 31% соответственно.

Столь активное развитие районных торговых центров обусловлено определенным комплексом факторов. С одной стороны, на более активный девелопмент повлияла прямая экономическая мотивация девелоперов. Масштабные городские программы, такие, как создание Мест приложения труда (МПТ) и Комплексное развитие территорий (КРТ), создали для застройщиков прямые стимулы для строительства новых торговых центров, интегрированных в многофункциональные и жилые комплексы. Так, программа МПТ предлагает девелоперам льготные условия — снижение стоимости земельных участков или упрощенные процедуры согласования при создании новых рабочих мест и объектов коммерческой инфраструктуры рядом с жилым комплексом.

Этому тренду также способствовало общее насыщение московского рынка крупными объектами регионального и суперрегионального уровня. Помимо этого, современная модель потребительского поведения ориентирована на e-commerce, где пункты выдачи, локальные торговые пространства в МФК и магазины «у дома» являются главными точками притяжения и совершения покупок.

География открытий торговых центров претерпела некоторые изменения. Наиболее заметна динамика в Южном и Центральном округах: если за первые девять месяцев прошлого года новых ТЦ там не было, то за тот же период 2025 г. их доля составила 19% и 17% от общей введённой площади соответственно. Наибольшую активность проявил Северо-Восточный округ — на него пришлось 37% всех новых площадей, что на 13% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

За первые девять месяцев 2025 года средняя площадь новых торговых центров сократилась на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 12,4 тыс. кв. м. Такая динамика демонстрирует упомянутое ранее изменение в стратегии девелоперов: вместо торговых центров крупного формата предпочтение всё чаще отдаётся компактным, многофункциональным объектам районного формата.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать