Оркестру Пироговского Университета «Анатомия музыки» исполнилось 40 лет

Пироговский Университет — лучший медицинский Университет.

Пироговский Университет — ведущий научно-образовательный медицинский центр и лучший медицинский университет страны. Он обеспечивает качественную подготовку врачей, фармацевтов, клинических психологов, социальных работников, а также уникальных специалистов в области медицинской биохимии, кибернетики и биофизики.


Мы гордимся тем, что в нашем коллективе работают выдающиеся специалисты, увлечённые своим делом и готовые преодолевать любые вызовы ради блага людей. В 2024 году университет вошёл во вторую группу программы «Приоритет 2030», представив три стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только соответствуют мировым трендам, но и формируют их. Уже сегодня в стенах университета создаются прорывные технологии, разрабатываются уникальные препараты для лечения редких и сложных заболеваний, а также персонализированные генотерапевтические методики.


Благодаря научным достижениям, стратегическим инициативам и высокому уровню подготовки студентов Пироговский Университет уверенно укрепляет свои позиции в российских и международных рейтингах, формирует стандарты медицины будущего и воспитывает поколения врачей новой формации — прогрессивных, компетентных и социально ответственных — отметил ректор Пироговского Университета Сергей Анатольевич Лукьянов.


— Важно осознанно подходить к выбору профессии, особенно в медицине. Необходимо быть готовым к постоянному обучению, взаимодействию с людьми и работе над собой. Для поддержания энергичности и стрессоустойчивости студентов университеты предлагают внеучебные активности: спортивные, творческие и научные кружки, а также общественные организации, — подчёркивает проректор по молодёжной политике Пироговского Университета Владислава Сергеевна Белякова.


Оркестр «Анатомия музыки» — старейшее творческое объединение Пироговского Университета. Даже удивительно, что ансамбль скрипачей, созданный выпускником отделения медицинской кибернетики медико-биологического факультета Игорем Ивановичем Коверным в восьмидесятые годы, стал единственным коллективом Второго меда, который пронес богатые музыкальные традиции сквозь непростые времена развития Пироговского Университета. Наверное, потому, что творчество — это такая заразительная стихия, что раз окунувшийся в нее по-настоящему чувствующий человек уже не может обходиться без этой «инъекции» любви, энергии, сопереживания. В этом году мы отмечаем 40-летие оркестра, на счету которого выступления на общественных и культурно-массовых мероприятиях в стенах альма-матер, на симпозиумах и конференциях, в клиниках Москвы и на фестивалях различного уровня. Об оркестре, его текущей работе, проблемах и достижениях мы поговорили с его руководителем и главным дирижером Николаем Владимировичем Бормотовым.


— Николай Владимирович, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к занятиям музыкой, что (или кто) подтолкнуло Вас к этому?

— Музыкой я занимаюсь с детства, потому что я вырос в музыкальной семье. У меня отец — дирижер, мама — педагог, сестра — пианистка, поэтому так вышло, что выбора не было: только музыка — и ничего более.


фото: Оркестру Пироговского Университета «Анатомия музыки» исполнилось 40 лет


— Как Вы стали руководителем оркестра Пироговского Университета?

— Я тогда был студентом магистратуры, был открыт всему новому. В РНИМУ им. Н.И. Пирогова училасьмоя хорошая знакомая, которая меня и пригласила поработать. Это был мой первый опыт руководства коллективом.


— Какое впечатление на Вас произвела команда, как приняла, какие ожидания у Вас были?

— В нашем коллективе большинство ребят — любители, среди них есть такие, у кого высокий уровень игры, а есть ребята, у которых он не очень высокий. И чтобы это всё вместе хорошо звучало, надо было изрядно поработать. Когда я пришел, насколько помню, там была как раз проблема, что не всегда получалось отсеивать тех, кто не очень хорошо умеет играть на скрипке. Поэтому пришлось поработать, чтобы всех довести примерно до приемлемого для оркестра уровня. Сейчас оркестр — часть большого направления«Культура и творчество» Пироговского Университета, более чем в двадцати объединениях которого в той или иной степени занято более 500 студентов. Само существование в нашем сообществе музыкантов «Анатомии музыки» задает некую планку профессионализма, требует и от остальных коллективов серьезно относиться к своему творчеству, к своему делу, а это одно из важных качеств профессионала, которое должно воспитываться в университете.


— Какие изменения произошли в составе оркестра за период Вашего руководства?

— У нас немного уменьшилось количество участников, остались сильные ребята, с хорошим уровнем музыкальной подготовки. Немного расширился инструментальный состав: добавились народные инструменты, ударные инструменты.


— Как в оркестре строится репертуарный план, по каким критериям Вы выбираете произведения дляисполнения?

— Я уверен, что важно знакомить ребят с классическими произведениями. Потому что классика — это основа, она помогает во многом обучать оркестровому ремеслу, разным специфическим музыкальным тонкостям. Мы также стараемся включать в репертуар популярные композиции, чтобы было интересно и людям,которые слушают не только академическую музыку. То есть мы стараемся охватывать разные жанры,открыты к сотрудничеству с другими нашими творческими направлениями: с хором, с вокалистами, с танцами у нас были номера, в театральных постановках мы тоже участвовали. Замечательное звучание наших музыкантов не раз отмечали профессиональные дирижеры и хормейстеры во время хорового фестиваля «С музыкой в сердце», где уже три раза в сопровождении оркестра исполнялись фрагменты крупных форм:кантат, опер, ораторий сводным хором фестиваля в сопровождении оркестра.


фото: Оркестру Пироговского Университета «Анатомия музыки» исполнилось 40 лет


— Как Вы взаимодействуете с молодыми музыкантами, как студенты Вам помогают развивать оркестр?

— У нас ребята часто сами предлагают композиции, которые хотят сыграть, и мы активно поощряемколлаборацию между студентами на уровне создания маленьких ансамблей внутри оркестра. Если люди хотят исполнять какие-то сольные номера, мы тоже это одобряем, говорим: «Давай, вперед, мы всё сделаем, чтобы ты сыграл».


— Сложно ли поддерживать постоянное функционирование оркестра? Если, например, студент пришел в оркестр, отучился свой срок и ушел, как Вы решаете этот вопрос?

— Мы стараемся максимально тех, кто «зацепился», держать с нами насколько можно дольше. Вот к нам сейчас ходят ребята, которые учатся уже в ординатуре, потому что они здесь, в рамках оркестра, маленькая семья. Все понимают, что наш оркестр — это не профессионалы, а студенты, которых никто не освобождал от учебы, зачетов и балльно-рейтинговой системы. Поэтому оркестр — это место, где мы не только репетируем, но и общаемся друг с другом, вместе отдыхаем. То есть мы создаем такую атмосферу, которая предполагает, что мы будем всегда сотрудничать. Даже если человек оканчивает Университет, мы всегда стараемся привлекать его к концертам.


— Какие сложности есть в работе оркестра и как Вы их преодолевали?

— У нас репетиционное помещение не очень подходит для занятий с оркестром, оно довольно маленькое, поэтому каждый раз что-то придумываем. Другая проблема в том, что у ребят большая загруженность, понятно, что учеба на первом месте. Бывает, что мы готовим программу и в полном составе репетируем перед концертом только один-два раза, а всё остальное готовим в небольших группах. Оркестр — это сложный механизм; инструменты, иногда очень нелегкие (аккордеон весит около 30 кг), требуют постоянного ухода, а переноска и транспортировка — бережного отношения, поэтому не все запросы на участие оркестра в важных событиях можно удовлетворить, а таких просьб поступает очень много. Помимо этого, хочется, чтобы больше было участников, которые на разных инструментах играют, чтобы оркестровое звучание было более разнообразным. Понимаю, что у нас медицинский Университет, поэтому было бы странно рассчитывать, что здесь будет представлена полная оркестровая партитура, но мы делаем аранжировки, перекладываем часть композиции на другие инструменты.


— Чем, на Ваш взгляд, оркестр Пироговского Университета выделяется среди таких же оркестровдругих высших учебных заведений?

— Мне кажется, у нас наиболее разнообразный и обширный репертуар. Например, я не видел, чтобы оркестры других медицинских вузов проводили полный сольный концерт. А мы уже года два так делаем и способны исполнить полноценную программу на два отделения, нас даже приглашают выступать на таких площадках, как фестиваль «Усадьбы Москвы». Также у других оркестров всё, как правило, сводится к эстрадному направлению, к популярным каверам, то есть ребята играют с группой, немножко «инструментал» звучит, но, в моем понимании, это не совсем оркестровая игра. Наверное, на меня здесь оказывает влияние то, что я из музыкальной семьи, поэтому примерно понимаю, как должен звучать оркестр. Есть академическое представление, и я его так или иначе навязываю здесь. Возможно, если бы был другой бэкграунд, то это всё иначе бы проходило. Бережное отношение к музыкальной традиции, к авторскому материалу композитора, тщательная подготовка партитуры произведений для состава оркестра — это, конечно, обязанность руководителя, который своим примером отношения к творческой работе и полученным результатам заражает всё большее количество музыкантов.


фото: Оркестру Пироговского Университета «Анатомия музыки» исполнилось 40 лет


— Как оркестр адаптируется к современным музыкальным стилям, есть ли какие-то эксперименты с жанрами, стилями?

— Мы стараемся разнообразить наш репертуар, насколько это возможно. Допустим, уже сколько лет пытаемся сделать полноценную программу с нашей музыкальной группой YB Band. Какие-то композиции даже получились, но мы хотим целый концерт У группы Scorpions есть потрясающий альбомс совместной игрой с оркестром Берлинской филармонии. И там очень органично звучат и группа,и оркестр, в идеальном балансе, что называется. Вот к этому мы и стремимся. Мы, конечно, не Берлинская филармония, но надо планку ставить высоко, чтобы достигать результатов.


— Планируете ли Вы расширять состав оркестра или вводить новые музыкальные инструменты?

— Мы готовы к этому, любому музыкальному инструменту так или иначе найдется место. У нас проблема в том, что основная масса наших ребят — это скрипачи, флейтисты, и это хорошо, но в целом представленность инструментов в нашем оркестре больше по верхнему регистру. Хотелось бы низких по звучанию инструментов, таких как виолончель, или инструментов медной группы. Поэтому было бы хорошо, если ребята из Университета прочитали это интервью, а затем пришли к нам на репетиции. Мы были бы очень рады. Мы просим всех любителей музыки приходить на концерты, которые бывают практически каждый месяц со специальной программой и полным составом участников.


— Какие достижения оркестра Вы считаете самыми важными?

— Помимо конкурсов, я бы сказал то, что мы можем готовить полноценные концертные программы. Кроме того, достижением, на мой взгляд, является то, что мы работаем и что у нас постоянно растет качество исполнения. В состав оркестра входит много замечательных солистов, которые составляют гордость Университета. Это победители «Московской студенческой весны» и «Российской студенческой весны», самых престижных и значимых студенческих конкурсов.


— Как, по-Вашему, влияет музыка на студентов и преподавателей Университета?

— Я думаю, что ребята, прикасаясь к высокому, и сами немного тянутся вверх, выходят из жизненной рутины. Музыка — это такие образы и чувства, которые не всегда присутствуют в настоящем, и когда человек их встречает, если произведение как-то цепляет человека, в нем рождается особый эмоциональный отклик. Он расслабляется, его отпускают негативные мысли. Можно сказать, музыка — это своего рода терапия.


фото: Оркестру Пироговского Университета «Анатомия музыки» исполнилось 40 лет


— Что бы Вы хотели пожелать коллективу оркестра?

— Я бы хотел пожелать, чтобы мы все оставались такой же дружной командой, продолжали достигать новых высот, чтобы все получали удовольствие от творчества.


Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать