«Обучение служением» и цифровая грамотность населения: интеграция федеральной программы и региональных инициатив

Эффективное использование цифровых технологий и инструментов коммуникации в работе, учебе и повседневной жизни, умение взаимодействовать в цифровом пространстве и соблюдать при этом правила безопасного поведения – одни из самых востребованных навыков сегодня. Цифровые сервисы и услуги в России демонстрируют уверенный рост. С одной стороны, их использование в профессиональной деятельности и повседневной жизни повышает уровень комфорта, а с другой – требует постоянного наращивания компетенций и повышенного внимания аудитории к условиям безопасной работы с ними.

Согласно результатам Цифрового диктанта, оценивающего ключевые показатели цифровой грамотности населения по четырем субиндексам (цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность, финансовая кибербезопасность), среднее значение уровня цифровой грамотности населения России в 2024 году составило 6,65 балла по 10-ти бальной шкале. Значение показателя в период 2019-2024 гг. находится в пределах 6-7 баллов, однако, следует признать недостаточными темпы его роста на фоне стремительного развития современных цифровых технологий и увеличения количества внешних угроз в лице кибермошенников.

Активность со стороны государства и масштабы деятельности регионов в сфере повышения цифровой грамотности и кибергигиены населения ежегодно расширяются, но информационно-технологическая сфера развивается более высокими темпами и требует более эффективных мер.

Как на государственном, так и на региональном уровнях на регулярной основе проводятся информационно-просветительские кампании, активно используются различные форматы цифровых диктантов и тестирований, реализуются образовательные проекты по безопасному использованию информационно-коммуникационных технологий и противодействию киберугрозам для различных категорий населения. Особое внимание при этом уделяют просветительской работе с социально-уязвимыми группами населения: детьми и лицами старшего поколения (пенсионерами). Проведенный АНО «Цифровая экономика» в августе 2025 г. анализ активности 45 регионов в сфере повышения цифровой грамотности и кибергигиены населения показал, что направления развития региональных инициатив в целом совпадают, но эксперты отмечают недостаточный уровень системности в их организации, точечный характер реализуемых проектов и проблему кадрового дефицита для организации и проведения обучающих мероприятий.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Савина, одним из вариантов дальнейшего масштабирования текущих проектов, развития новых креативных решений и инициатив по повышению цифровой грамотности и кибергигиены населения является тесное взаимодействие ответственных региональных структур с высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку ИТ-специалистов. Так, 15 сентября 2025 г. в вузах страны торжественно стартовал третий сезон программы «Обучение служением». Более 590 вузов в федеральный День единых действий «Добро как норма жизни» выступили в качестве площадок общественной активности. В рамках реализации программы «Обучение служением возможно активное развитие наставнических форматов и масштабирование волонтерских проектов, направленных на повышение уровня цифровой грамотности населения, привлечение к проведению обучения и просветительской работе студентов и их наставников т.д. Региональным органам власти целесообразно рассмотреть возможности расширения форматов сотрудничества с ведущими профильными вузами, запустить при их участии новые комплексные региональные программы и инициативы и использовать имеющийся в вузах научно-образовательный потенциал как один из действенных инструментов решения поставленных задач повышения цифровой грамотности и кибергигиены населения.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать