Инженеры беспилотников в вузах России

К началу 2026 года российская система высшего образования пополнится рядом новых, актуальных специальностей, среди которых ключевое место займут направления, связанные с проектированием, производством и управлением беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – ЕГЭ – технологический суверенитет – это способность государства самостоятельно обеспечивать свой научно-технологический и промышленный потенциал, необходимый для устойчивого развития и национальной безопасности. Он подразумевает независимость в ключевых областях: от создания элементной базы и ПО до производства станков, лекарств и сложной техники. Это не означает автаркию, но требует наличия собственных компетенций, кадров и производств, чтобы критически важные технологии, цепочки поставок и данные контролировались внутри страны и не могли быть использованы как инструмент внешнего давления. Для России это стратегическая цель, направленная на преодоление внешних ограничений и создание конкурентоспособной, самодостаточной экономики знаний.

Как заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, сегодня существует острая потребность в целенаправленной подготовке инженерных кадров для этой высокотехнологичной и стратегически важной отрасли, однако системного обучения по таким профилям в вузах пока не организовано. Разработка новых образовательных программ ведётся в рамках масштабного перехода на обновлённую модель высшего образования. Её суть заключается в создании нового, более гибкого перечня специальностей и направлений подготовки. Этот документ, который планируется окончательно утвердить к началу 2026 года, сохранит широкие образовательные области (например, «Инженерия и технологии»), но внутри них университеты получат значительную свободу в формировании конкретных профилей и модулей. Это позволит оперативно отвечать на запросы рынка труда и отдельных компаний-работодателей, создавая программы под конкретные технологические задачи, такие как разработка БПЛА.

Целью является подготовка нового типа инженера – специалиста, который обладает не только фундаментальными знаниями в области авиации, мехатроники и радиоэлектроники, но и глубоко разбирается в современных цифровых технологиях, программировании, системах искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Такой выпускник должен будет уметь работать с полным циклом – от проектирования и производства беспилотных комплексов до их настройки, эксплуатации и анализа данных. Новая модель уже проходит апробацию в ряде ведущих университетов, включённых в пилотный проект. Эти вузы уже пересматривают учебные планы, усиливая практическую и проектную составляющую, чтобы в будущем интегрировать в них специализации по беспилотникам.

Внедрение системы будет поэтапным. Первые вузы-пилоты начнут работать по новым принципам с 2026–2027 учебного года, а массовый переход остальных университетов запланирован на 2027–2028 годы. Обновлённая модель предполагает и более гибкие сроки обучения: бакалавриат или специалитет могут длиться от 4 до 6 лет в зависимости от сложности программы, а магистратура – от 1 до 3 лет. Таким образом, к концу десятилетия в России должна быть сформирована современная образовательная экосистема, способная готовить высококвалифицированных инженеров для динамично развивающейся индустрии беспилотной авиации.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать