Интервью с профессором кафедры рентгенорадиологии Института непрерывного образования и профессионального развития Пироговского Университета Еленой Валерьевной Меских

Пироговский Университет – флагман медицинского образования и науки в России

Пироговский Университет входит в число ведущих медицинских вузов страны, готовя высококвалифицированных специалистов для отечественного здравоохранения. Вуз успешно сочетает инновационные исследования, передовые разработки и богатые традиции медицинского образования.

Преподаватели университета – это эксперты, увлечённые своей профессией и стремящиеся к развитию медицины. В 2024 году вуз стал участником программы «Приоритет 2030», представив три стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только отвечают на актуальные вызовы науки, но и определяют её будущее.

Сегодня в стенах университета создаются прорывные технологии и препараты для борьбы с тяжёлыми и редкими болезнями. Особый фокус – на персонализированной медицине, включая генную терапию, которая меняет подходы к лечению пациентов.

— Сергей Анатольевич Лукьянов, ректор Пироговского Университета, подчёркивает:

«Наш университет активно развивается благодаря научным достижениям, стратегическим инициативам и высочайшему уровню подготовки студентов. Мы укрепляем свои позиции в российских и международных рейтингах, создавая медицину будущего и воспитывая врачей нового поколения – компетентных, инициативных и социально ответственных».

— Георгий Гивиевич Надарейшвили, первый проректор – проректор по стратегическому развитию Пироговского Университета, отмечает:

«Пироговский Университет, как и другие топовые медицинские вузы, служит двигателем инноваций. Мы разрабатываем технологии, меняющие подходы к лечению и внедряемые в клиническую практику. Современная медицина развивается стремительно, и мы – активные участники этого процесса».

— Владислава Сергеевна Белякова, проректор по молодёжной политике Пироговского Университета, добавляет:

«Выбор медицинской профессии требует осознанности и готовности к постоянному росту. Важно не только осваивать теорию, но и развивать soft skills: работать в команде, выдерживать нагрузки. Для этого в университете есть все возможности – от спортивных и творческих секций до научных клубов и волонтёрских программ, помогающих студентам раскрыть свои таланты».

В последнее время медицина становится всё более высокотехнологичной и персонализированной. Появляются новое оборудование и новые цифровые технологии, в том числе искусственный интеллект. Особенно это касается радиологии — нового направления, которое стало неотъемлемой частью клинической медицины. Об этом направлении и о специфике обучения этой специальности в ординатуре мы поговорили с Еленой Валерьевной Меских, д.м.н., профессором кафедры рентгенорадиологии Института непрерывного образования и профессионального развития, заведующим учебной частью Пироговского Университета в рамках рубрики #хочустать. — Елена Валерьевна, что собой представляет современная радиология? Что это за наука, чем занимается? — Радиология — область медицины, основанная на теории и практике применения различных видов излучения в медицинских целях. Она включает в себя две основные научные дисциплины: диагностическую радиологию (лучевую диагностику) и терапевтическую радиологию (лучевую терапию). На самом деле на сегодняшний день мы говорим о специальностях «Рентгенология» и «Радиология». И если мы говорим о рентгенологии, то в основе этой дисциплины лежит использование рентгеновского излучения для исследования. Современная рентгенология включает рутинное рентгеновское исследование, компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию, что обеспечивает высокоточную диагностику заболеваний в онкологии, неврологии, кардиологии, травматологии и ортопедии. В то же время, когда речь идет о радиологии, мы говорим об изучении действия изотопов и радиации на организм человека. Врач-радиолог занимается подбором и проведением наиболее щадящих методов лечения, составлением курса терапии, корректировкой доз облучения, учетом суммарной лучевой нагрузки на организм. Во время операции врач может использовать и методы внутреннего ионизирующего облучения, помещая его источники внутрь опухоли или близлежащие ткани. Кроме того, можно выполнять бесконтактное одноразовое облучение опухоли сверхмощной дозой радиации, разрушающей все клетки новообразования. — Интерес к современной радиологии на самом деле очень высок. Почему? На сегодняшний день у нас есть очень большой спектр современного и одновременно уникального оборудования (ОФЭКТ-КТ, ПЭТ-КТ) и почти вся «таблица Менделеева», если мы говорим об изотопах. Уникальность оборудования заключается в том, что с помощью таких аппаратов и современных цифровых технологий мы можем видеть образования размерами несколько миллиметров и использовать различные виды излучения для диагностики и лечения заболеваний. Специальность «Радиология» является настолько уникальной в своем роде, так как ежегодно появляются всё новые и новые технологии в диагностике и лечении заболеваний, а давно существующие обновляются за счет нового программного обеспечения. Поэтому понятие «персонализированная медицина» как новая организационная модель построения медицинской помощи пациентам, основанная на подборе индивидуальных лечебных, диагностических и превентивных средств, оптимально подходящих по биохимическим, физиологическим и генетическим особенностям организма, является на сегодняшний день реальностью. Это отражено и в государственных документах.Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» говорится: «Переход к персонализированному здравоохранению объявлен одним из приоритетов стратегического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Вы прекрасно знаете, что современность диктует свои правила и новые тенденции. Речь идет об искусственном интеллекте. В.В. Путин в своем выступлении 22 ноября 2024 года на конференции AI Journey, посвященной искусственному интеллекту, сказал: «С внедрением искусственного интеллекта в разные сферы жизни человечество начинает новую главу своего существования». На сегодняшний момент мы уже работаем в этом направлении. Насколько я знаю, существует уже более 50 компаний, которые делают платформы, собирают наборы данных — датасеты, по которым можно обучать нейросети. Это помощник врача, в том числе и молодых специалистов. Я думаю, что в будущем этому будет уделяться очень много внимания, потому что, несмотря на то что у нас обучается много студентов и выпускается много дипломированных специалистов, врачей всё равно не хватает. Ежедневная нагрузка на врачей-радиологов и врачей-рентгенологов очень высока. Поэтому искусственный интеллект нам неизбежно понадобится, он будет нашим помощником. — В чем особенности профессии врача-радиолога? Чем он занимается? — Врач-радиолог проводит радиологические исследования с помощью различных методик (сцинтиграфии, ПЭТ-КТ и т. д.). Осуществляет контроль работы лаборантов рентгенологического отделения. Занимается расшифровкой полученных результатов исследования и составляет отчеты. Врач-радиолог ведет учет реактивов, радиофармпрепаратов и расходных материаловв отделении. В задачу врача входят расчет дозировки радионуклидных препаратов при проведении сцинтиграфии и введение их в организм пациента. В целом врач-радиолог должен обладать обширными знаниями не только в области медицины, но и в физике и других науках. — Исходя из вышесказанного, чем радиология может быть интересна для потенциального студента, для человека, который решил связать с ней свою жизнь? — Мне, как человеку, который работает в этой области уже более 27 лет, кажется, что радиология интересна тем, что всё постоянно и динамично развивается. Появляются новое оборудование, новые технологии, новые изотопы. Это позволяет выявлять и лечить ранние формы различных заболеваний, при этом являясь первопроходцем. Это нерутинная работа, которая требует творческого подхода, и, как мне кажется, она должна увлекать. — Какие возможности перед молодыми специалистами открывает обучение в ординатуре? Что предпочтительнее для выпускника — продолжить обучение в ординатуре или начать практическую работу? — Получить диплом врача-радиолога можно, только окончив ординатуру по специальности «Радиология». Обучение проводится в течение двух лет. Чтобы получить специальность врача-рентгенолога, нужно также пройти двухгодичное обучение в ординатуре по специальности «Рентгенология». Раньше эти две специальности составляли одно целое. Кроме того, нужно помнить о том, что в ординатуру тоже есть вступительные экзамены.Есть еще отдельная специальность — «Радиотерапия», которая готовит специалистов в области лучевой терапии, но на нашей кафедре она идет как дополнительное профессиональное образование уже после ординатуры. Поэтому, прежде чем выбрать специализацию, подумайте, кем вы хотите быть, что вам нравится и что вам интересно. — Как построен процесс обучения в ординатуре? — В ординатуре процесс обучения построен следующим образом: проводятся практические и семинарские занятия, элективы, лекции. И что самое важное — с первого дня обучения наши ординаторы работают непосредственно в клинике или амбулаторно на рабочем месте вместе с врачами, перенимая опыт и расширяя свои знания в области радиологии и рентгенологии. Кафедра рентгенорадиологии располагает тремя клиническими базами: Российским научным центром рентгенорадиологии (ФГБУ «РНЦРР») Минздрава России, Центральной клинической больницей «РЖД-Медицина», Научноклиническим центром Российского научного центра хирургии (НКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»). Многие ординаторы на втором году обучения получают статус врача-стажера, что позволяет им полноценно работать в практическом здравоохранении. — Какие направления для обучения доступны ординаторам? — Главная задача радиолога — проведение радиологического исследования, интерпретация и анализ полученных изображений для диагностики различных заболеваний, определения характера и объема поражений.Он занимается интерпретацией медицинских изображений, полученных с помощью рентгеновских лучей, ультразвука, магнитнорезонансной томографии, компьютерной томографии и других техник. На основании полученных от радиолога сведений врач-клиницист принимает решение о дальнейшей тактике ведения пациента.В зависимости от области медицины и методов обследования профессия врача-радиолога может включать различные специализации. Например, это неонатальная и педиатрическая радиология, маммография, нейрорадиология и др. Врачи-радиологи могут выбирать различные направления (в зависимости от своих интересов и областей экспертизы). — Насколько ординаторы самостоятельны в своей работе? Есть ли у них поддержка со стороны старших товарищей? — Безусловно, мы всегда помогаем нашим ординатором. Ординатор пишет протокол или заключение по тому или иному исследованию, а потом этот протокол смотрит уже сертифицированный врач, который добавляет замечания в случае необходимости. На втором году обучения, если ординатор хорошо себя зарекомендовал, он может получить статус врача-стажера. В этом случае он самостоятельно занимается расшифровкой полученных результатов исследования и составляет отчеты. — Какие возможности для научной работы есть у ординаторов по Вашему профилю? — Ординаторы, обучающиеся на нашей кафедре и зарекомендовавшие себя как пытливые и интересующиеся люди, которые умеют собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, а также участвуют в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов, могут быть включены в научные проекты, проводимые на кафедре. Могут продолжить обучение в аспирантуре, а также участвовать в российских и международных конференциях, проходить стажировки в других странах. — Насколько и где востребована эта специальность сегодня? Легко ли трудоустроиться ординатору после завершения обучения? — Врачи-радиологи чаще всего востребованы в крупных медицинских центрах или в специализированных клиниках. В настоящее время использование ионизирующего излучения в медицине считается одним из перспективных направлений. Потребность в таких специалистах достаточно высокая. Перспективы профессии положительные. Также многие выпускники по этому направлению занимаются научной деятельностью. Наши выпускники благополучно устраиваются на работу после окончания ординатуры в медицинские учреждения Москвы, Московской области и других регионов Российской Федерации. — Какие Вы видите возможные направления для развития уже после завершения обучения? — Для ординаторов, завершивших обучение по специальности «Радиология», могут быть актуальны дополнительные профессиональные программы по специальности «Рентгенология» и «Радиотерапия», так как зачастую в практическом здравоохранении нужны знания и опыт в смежных дисциплинах, что неминуемо ведет к необходимости получения новых навыков в лечебно-диагностическом процессе. Это сопряжено со стремительным развитием новых технологий лучевой диагностики и связанной с этим потребностью в подготовленных к работе с высокотехнологичной аппаратурой специалистах. Кроме того, в настоящее время при обучении в ординатуре возможно получение второй специальности (например, это «Рентгенология»), если ординатор успевает по основным дисциплинам. Таким образом, через два года обучения он может иметь две специальности («Рентгенология» и «Радиология»). — Если выпускник спросит, почему он должен поступать в ординатуру именно Пироговского Университета, что Вы ему ответите? — Если говорить о нашей кафедре рентгенорадиологии, то основная клиническая база — это Российский научный центр рентгенорадиологии, который в этом году отметил 100-летний юбилей. Это старейшее учреждение в России, которое специализируется на ранней диагностике и лечении онкологических и других заболеваний, используя высокотехнологичное медицинское оборудование последнего поколения и эффективные технологии, на основе клинических, лучевых, лабораторных, цитогенетических и молекулярно-генетических исследований. Тесное сотрудничество между врачами и учеными является одной из уникальных сильных сторон учреждения. Мы имеем большой опыт в обучении по специальностям «Рентгенология» и «Радиология». Поэтому можно сказать: «Есть школа, есть традиции, есть современное оборудование, есть возможности показать, как хорошо и как должно быть». — В Вашу ординатуру Пироговского Университета приходят выпускники разных медицинских вузов. Можетели Вы определить, кто из них оканчивал Пироговский Университет? Что отличает наших выпускников? — Да, у нас «большая география» выпускников. Обучение проходят ординаторы из Владивостока, Якутска, Астрахани, Саратова, Уфы и других городов России, а такжеиз стран СНГ: Узбекистана и Туркмении. Никто не станет отрицать, что высшее образование меняет человека. Однако не только широкий кругозор и знания характеризуют выпускников Пироговского Университета, но и определенные качества характера, которые в дальнейшем составляют значительную долю профессионализма.Знания, умения и навыки, которые формируются за время обучения в нашем Университете, позволяют выпускникам быть уверенными в том, что они делают и не бояться ответственности.

Читать подробнее: https://pervoe.online/journals/uchene-svet/53145-pirogovskiy_universitet_bud_v_tsentre_progressa/55097-interesnaya_nerutinnaya_rabota_kotoraya_uvlekaet/

Пироговский Университет остаётся центром притяжения для будущих врачей и исследователей, прокладывая путь в новую эру медицины.

Больше актуальных новостей ведущего медицинского вуза – в Telegram-канале: https://t.me/daily_2med

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать