Повышение утилизационного сбора в России, которое планируется с 1 ноября, может оказаться чувствительным не только для авторынка в целом, но и для сферы автокредитования, рассказывает Ярослав Баджурак, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру». Новая система, учитывающая не только возраст и объем двигателя, но и мощность автомобиля, способна резко увеличить стоимость ряда популярных моделей машин. В отдельных случаях речь идет о миллионах рублей сверху к цене машины. Для покупателей это означает рост первоначального взноса, увеличение суммы кредита и, соответственно, переплаты по нему.
Сейчас автокредит для многих — единственный способ приобрести новый автомобиль. Но при удорожании машин на сотни тысяч или миллионы рублей ежемесячная нагрузка на заемщика становится неподъемной. В результате часть клиентов либо вовсе откажется от покупки, либо сместится в более доступный сегмент, где ставки утильсбора остаются умеренными. В конечном итоге спрос на автокредиты может просесть, а банки начнут закладывать дополнительные риски в процентные ставки, что еще сильнее ограничит доступность заемных средств. По нашим прогнозам ставки по автокредитам могут подняться на 2-5 п.п. для новых машин умеренной мощности и на 5-8 п.п. или больше для автомобилей с высокой мощностью.
Стоит учитывать и косвенный эффект: рост цен на новые автомобили автоматически тянет вверх рынок подержанных машин. Те, кто планировали обновить автомобиль с привлечением кредита, будут вынуждены пересматривать планы или выбирать менее комфортные условия — более долгий срок выплат, меньший первоначальный взнос, повышенные переплаты. Все это бьет по покупательской способности и ведет к замедлению всего сегмента.
Для бюджета и производителей замысел может выглядеть оправданным: повышение утильсбора приносит дополнительные поступления и стимулирует спрос на более простые и доступные модели. Но для потребителя результат иной — автокредит становится дороже, а сам автомобиль менее достижимым. Если государство хочет избежать резкого сжатия спроса и роста социальной напряженности, важно либо смягчить параметры реформы, либо предложить компенсирующие механизмы в сфере кредитования — субсидии, льготные программы, расширение господдержки.
Сегодня автокредит — ключевой инструмент для обновления автопарка в стране. По данным нашего исследования, 27% опрошенных россиян планировали оформление автокредита в ближайший год. В то же время 78% из них сообщили, что если 1 ноября повышение утильсбора вступит в силу, то это изменит их планы: две трети планирую отказаться от покупки в принципе, и лишь треть будет рассматривать иные модели автомобилей.
И именно от того, насколько взвешенным окажется новый порядок расчета утильсбора, зависит, сохранит ли он свою доступность для миллионов россиян.
Комментариев пока нет.