Эксперт рассказал как рост утильсбора повлияет на автокредиты

Повышение утилизационного сбора в России, которое планируется с 1 ноября, может оказаться чувствительным не только для авторынка в целом, но и для сферы автокредитования, рассказывает Ярослав Баджурак, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру». Новая система, учитывающая не только возраст и объем двигателя, но и мощность автомобиля, способна резко увеличить стоимость ряда популярных моделей машин. В отдельных случаях речь идет о миллионах рублей сверху к цене машины. Для покупателей это означает рост первоначального взноса, увеличение суммы кредита и, соответственно, переплаты по нему.

Сейчас автокредит для многих — единственный способ приобрести новый автомобиль. Но при удорожании машин на сотни тысяч или миллионы рублей ежемесячная нагрузка на заемщика становится неподъемной. В результате часть клиентов либо вовсе откажется от покупки, либо сместится в более доступный сегмент, где ставки утильсбора остаются умеренными. В конечном итоге спрос на автокредиты может просесть, а банки начнут закладывать дополнительные риски в процентные ставки, что еще сильнее ограничит доступность заемных средств. По нашим прогнозам ставки по автокредитам могут подняться на 2-5 п.п. для новых машин умеренной мощности и на 5-8 п.п. или больше для автомобилей с высокой мощностью.

Стоит учитывать и косвенный эффект: рост цен на новые автомобили автоматически тянет вверх рынок подержанных машин. Те, кто планировали обновить автомобиль с привлечением кредита, будут вынуждены пересматривать планы или выбирать менее комфортные условия — более долгий срок выплат, меньший первоначальный взнос, повышенные переплаты. Все это бьет по покупательской способности и ведет к замедлению всего сегмента.

Для бюджета и производителей замысел может выглядеть оправданным: повышение утильсбора приносит дополнительные поступления и стимулирует спрос на более простые и доступные модели. Но для потребителя результат иной — автокредит становится дороже, а сам автомобиль менее достижимым. Если государство хочет избежать резкого сжатия спроса и роста социальной напряженности, важно либо смягчить параметры реформы, либо предложить компенсирующие механизмы в сфере кредитования — субсидии, льготные программы, расширение господдержки.

Сегодня автокредит — ключевой инструмент для обновления автопарка в стране. По данным нашего исследования, 27% опрошенных россиян планировали оформление автокредита в ближайший год. В то же время 78% из них сообщили, что если 1 ноября повышение утильсбора вступит в силу, то это изменит их планы: две трети планирую отказаться от покупки в принципе, и лишь треть будет рассматривать иные модели автомобилей.

И именно от того, насколько взвешенным окажется новый порядок расчета утильсбора, зависит, сохранит ли он свою доступность для миллионов россиян.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать