Пункты АПВГК превратились в наказание для компаний, занятых в грузоперевозках, — с таким заявлением выступили юристы компании TRANSLAB. Введенные с июля 2025 года новые нормативы окончательно запутали водителей грузового транспорта и открыли возможности для мошенничества на логистическом рынке.
На фото: Коллаж TransLab. Автоматический пункт весогабаритного контроля
АПВГК — это комплексы, которые осуществляют проверку грузовиков по широкому спектру параметров. Весы, сенсоры, датчики и передатчики собирают полную информацию о каждом автомобиле, проезжающем через пункт, и направляют ее в Центр организации дорожного движения Ространснадзора. Там специальный софт анализирует данные и в автоматическом режиме выписывает штрафы. Обнаружен перегруз по осям сверх допустимого — плати. Выехал за разрешенные габариты — плати. «Письма счастья» массово рассылаются по всей стране. Для каждого типа транспорта действуют свои нормативы, и за единственный рейс можно накопить целую серию таких штрафов.
К огромному сожалению водителей-дальнобойщиков, контрольные пункты бывают не только стационарными, но и передвижными.
Их развертывают на магистралях в самых непредсказуемых точках, что становится кошмаром даже для бывалых перевозчиков. Новые правила также регламентируют скорость движения: датчики пункта должны успеть считать все нужные параметры, что возможно только при скорости ниже 90 км/ч. Резко ускорился или сбросил ход — получи штраф. Однако дорожная обстановка переменчива, и не всегда водитель может строго выдержать требуемый режим. Впереди идущий транспорт замешкался, на проезжую часть вышла пожилая женщина, лопнула покрышка или возникла иная непредвиденная ситуация перед АПВГК — плати, плати и еще раз плати. Причем санкции для водителей сразу весьма суровы, доходя до 600 тысяч рублей.
Ситуацию усугубляет и то, что многие АПВГК попросту неисправны. Компании, занимающиеся их обслуживанием, проводят фиктивные проверки (раз в 100 дней), в результате чего оборудование фиксирует нарушения, словно ксерокс. В Минтрансе сообщили, что осведомлены о существующих проблемах и находятся «в процессе их решения».
Многие водители полагают, что такие правила несправедливы, и готовы отстаивать свою правоту в суде.
Но здесь их поджидает новая ловушка! Положение со штрафами дополнительно осложняют (кто бы мог подумать!) псевдоправовые службы, число которых вокруг пострадавших автовладельцев множится с каждым днем. По закону на обжалование штрафа отводится всего 10 дней, но малоквалифицированные юристы, не имеющие практики в подобных делах, впустую тратят время перевозчиков и проигрывают процессы. Как отмечают представители логистического бизнеса, основной обман кроется в привлекательно низкой стоимости юридических услуг, которая варьируется от 10 до 30 тысяч рублей.
Мы запросили комментарий у Петра Полищука, юриста компании «ТрансЛаб», и он подтвердил, что на рынке юруслуг массово орудуют мошенники. Условно их можно классифицировать на несколько групп. «Первые берут деньги и пропадают. Вторые берут небольшой аванс, но затем навязывают дополнительные услуги на 130–200 тысяч сверху, за каждое действие. Третьи работают по постоплате, но выставляют счет в первый же день, поскольку заполнение бланка юридического запроса уже считают выполненной работой».
На фото: Павел Дерябин, руководитель группы юристов ТрансЛаб
А руководитель группы юристов TransLab Павел Дерябин, в свою очередь, дал рекомендации, как выявить юристов-аферистов на логистическом рынке: «Первое. Настоящая юридическая фирма обязательно заключит с вами договор, где пропишет все условия сотрудничества и четко обозначит свои обязанности. Если вам предлагают договор-поручение или вовсе работать без договора — немедленно прекращайте разговор. Договор-поручение на передачу документов в госорган вашу проблему не решит, это работа курьера, а не юриста. Настоящая юридическая услуга состоит из множества этапов, и каждый необходимо контролировать. К примеру, мы берем за услугу строго фиксированную сумму и не добавляем никаких допуслуг сверху. Заключили договор — взяли оплату — выполнили услуги под ключ — решили проблему. Простая и понятная схема.
Вторая отличительная черта — навязчивость юриста. Если вам слишком агрессивно предлагают услугу и сулят стопроцентный результат в виде отмены штрафа (даже не ознакомившись с материалами вашего дела) — кладите трубку. Настоящий юрист вникнет в проблему, изучит все обстоятельства и документы, и только потом скажет, какова вероятность отмены штрафа.
Третий фактор — ясность изложения. Внимательно читайте документы, которые готовит юрист. Внешне бланки могут смотреться красиво и быть оформлены по стандартам, но по сути текста может быть непонятно, что человек вообще имел в виду, чего именно он требует от государственного органа. Если в тексте царит неразбериха — перед вами неопытный юрист. Прекращайте с ним отношения. Он лишь потратит ваше время. Вы проиграете дело со стопроцентной вероятностью», — предупреждает Павел Дерябин.
«Остерегайтесь нереально низких цен!» — предупреждает один из пострадавших, ИП Коротков А.Н. — «Мне позвонили по телефону из компании с громким названием и заявили, что сегодня же решат проблему со штрафом. Затем со мной связался молодой человек (меня смутил его молодой голос), который попросил перевести 30 тысяч на его личную карту. В обмен пообещал скидку 5 тысяч рублей, если я переведу деньги сегодня. Итого за 25 000 он был готов разобраться в моей проблеме, подготовить все нужные документы для госорганов и суда и лично присутствовать на заседании.
Он действительно прислал мне бланки, попросил внести туда данные юрлица и… пропал! Я думал, что вопрос улажен, но спустя 2 недели пришло уведомление об обязанности оплатить штраф в 600 тысяч рублей. Когда я позвонил этому «юристу» с претензией, он заявил, что виноват я сам, так как некорректно заполнил документы: ошибся в цифрах ИНН и не поставил подпись в нужном месте. (Зачем тогда вообще был нужен юрист, если все пришлось делать самому?). Позже я выяснил, что настоящие юристы берут за такую услугу от 65 тысяч и выше. А я попался, как кот в мышеловку. Без сыра. Но штраф платить принципиально не буду! Продаю машину, закрываю бизнес».
Другой собеседник издания рассказал похожую историю с АПВГК, но ему пришлось заплатить меньший штраф — всего 150 тысяч рублей, плюс 19 тысяч ушло лже-юристу.
На сегодняшний день количество пунктов АПВГК в России приближается к 400. Из них лишь 2 расположены в Москве. Они уже собрали с водителей штрафов на сотни миллиардов рублей. А число «юристов», желающих оказать услугу и «порешать вопросы» с гигантскими штрафами, исчисляется тысячами. Далеко не все из них имеют юридическое образование или вообще намерены что-либо делать. Их главная цель — выманить у клиента как можно больше денег. Без каких-либо гарантий и обязательств. Сотрудничая с такими «псевдо-юристами», вам придется заплатить не только штраф, но и самим мошенникам.
Впрочем, жулики встречаются не только среди юристов. Некоторые водители изобрели собственный лайфхак, позволяющий, по их мнению, обмануть систему АПВГК: если снять с машины номера или замазать их грязью, система не сможет их распознать и не выпишет штраф. Однако, как разъяснили в чате TRANSLAB, избежать ответственности не выйдет, поскольку системы контроля дублируют функции друг друга. Следующая камера на трассе обязательно идентифицирует автомобиль и считает номер. Тогда к первоначальному штрафу добавится новый — за управление грузовиком без номерных знаков. Поэтому опытные юристы настоятельно советуют: соблюдайте осторожность на дороге и не следуйте сомнительным рекомендациям!
Комментариев пока нет.