76% компаний испытывают дефицит персонала

76% компаний испытывают дефицит персонала. Такие данные выявило исследование HR-метр, проведенное компанией «ЭКОПСИ» в первой половине 2024 года. Если по результатам опроса в 2023 году дефицит персонала отмечали 26% респондентов, то в текущем году количество таких ответов выросло почти в 3 раза. Компании-участники исследования отмечают сложности, связанные с подбором массового и рабочего персонала, а также с привлечением опытных специалистов уровня middle и senior, вызванные в том числе демографической ситуацией, оттоком населения из регионов и страны в целом, а также с недостаточным уровнем подготовки в образовательных учреждениях.

Следствием нехватки персонала стало изменение в приоритетах работы в сфере HR: 62% компаний сосредоточены на удержании сотрудников (в 2023 году 26%). Также значимым вновь стал приоритет привлечения персонала (38%), в то время как в 2023 г. менее 5% компаний-участников выделяли это направление работы в качестве ключевого. 

Уровень текучести персонала по рынку увеличился на 8% за последний год и составил 38%. Такая динамика обусловлена преимущественно повышением текучести среди рабочего персонала. При этом в крупных компаниях текучесть специалистов напротив сократилась на 23% по итогам 2023 года. 

«Положительная динамика данного показателя, вероятно, отражает стабилизацию движения кадров после активной текучести в результате внешнеполитических факторов годом ранее, – поясняет Татьяна Панкова, директор и идейный вдохновитель исследования, менеджер практики «Развитие HR-среды» компании «ЭКОПСИ». 

В прошлом году в приоритетах у HR-специалистов также были темы, связанные с развитием кадрового резерва и работы с талантами. Теперь управление карьерным развитием выделяется в качестве приоритета только в 10% компаний-участников. 

Интересно отметить, что хотя в прошлом году многие компании в качестве приоритетов указывали темы, связанные с развитием кадрового резерва, на текущий момент этот инструмент управления карьерой пока не везде работает одинаково эффективно. Средняя доля работников, состоящих в кадровом резерве составляет чуть меньше 6% от общей численности персонала, а около трети компаний-участников исследования используют свой кадровый резерв менее, чем на 15%. Медианное значение доли работников, состоящих в кадровом резерве по всей выборке участников – менее 1%. В среднем около 11% переводов происходит из числа кадрового резерва. При этом коэффициент продвижения резервистов в крупных компаниях заметно ниже, чем в малых и средних.

Интересно отметить, что хотя в прошлом году многие компании в качестве приоритетов указывали темы, связанные с развитием кадрового резерва, на текущий момент этот инструмент управления карьерой пока не везде работает одинаково эффективно. Средняя доля работников, состоящих в кадровом резерве составляет чуть меньше 6% от общей численности персонала. В среднем около 11% переводов происходит из числа кадрового резерва, однако медианное значение этого показателя по всей выборке участников составляет менее 1%. Около трети компаний-участников исследования используют свой кадровый резерв менее, чем на 15%. При этом коэффициент продвижения резервистов в крупных компаниях заметно ниже, чем в малых и средних.

«Сосредоточившись на удержании людей, HR-специалисты перевели на второй план работу с кадровым резервом, в то время как там кроется существенный ресурс, – отмечает Татьяна Панкова. – Очень хочется обратить внимание на этот факт: неэффективная работа с кадровым резервом, особенно в условиях битвы за людей, может сыграть злую шутку с компаниями. В резервистов вкладываются существенные ресурсы (отбор, обучение), а дальше, не получив должного продвижения внутри компании, такие люди уходят к конкурентам».

Еще один факт, который второй год подряд удивляет экспертов исследования – примерно в 50% компаний нет специфических KPI (ключевых показателей эффективности), официально закрепленных за HR-службой и HR-директором, что соотносится с результатами исследования прошлого года. Там, где KPI все же есть, на первом и втором месте среди показателей – укомплектованность штата (41%) и текучесть (33%).  

«Казалось бы, исходя из приоритетов HR-службы и проблем, которые отмечают компании, должны формироваться расходные статьи на персонал, – добавляет Татьяна Панкова. – Но тут нас ждал сюрприз. Без учета ФОТ (фонд оплаты труда) компании больше всего тратят на организацию корпоративных мероприятий (27% от общего бюджета на персонал) и на страхование жизни и здоровья сотрудников, ДМС (24%). Справедливости ради надо отметить, что расходы на корпоративные мероприятия не всегда находятся в HR-бюджете, иногда они попадают в расходы маркетинга или фонда руководителя, но сам по себе этот факт заставляет задуматься над тем, насколько такое распределение бюджета эффективно помогает решать задачи, связанные с удержанием и привлечением персонала».

Презентацию с результатами исследования можно скачать на сайте исследования.

фото: 76% компаний испытывают дефицит персонала


Комментариев пока нет.

Это интересно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать