СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам

Москва, 10 сентября 2025 г. — Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) проанализировали разные форматы торговых центров. При подготовке отчета была расширена выборка объектов мониторинга. Помимо 84 объектов, включенных в мониторинг в 2024 г., аналитики CMWP добавили в выборку 6 объектов (в пропорции, близкой к соотношению нового строительства к общему предложению). Все 6 объектов относятся к новым торговым центрам (крупнейшими стали ТЦ ЗУМ, Место встречи Витязь, Ботаника Молл). Совокупная площадь торговых объектов, добавленных в мониторинг в июле 2025 г., составляет 85,4 тыс. кв. м, совокупная площадь всех объектов мониторинга составляет 4 млн кв. м.

Доля свободных площадей на июль 2025 г. в форматных торговых объектах Москвы составила 8,8%.

фото: СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам  фото: СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам

Доля свободных площадей в Ключевых ТЦ* Москвы составила 7% в июле 2025 г., что на 4 п. п. ниже по сравнению с июлем прошлого года. Причиной становится дефицит крупных блоков в подобных объектах.

Популярность крупных объектов в том числе обусловлена снижением среднего размера вводимого объекта: последним объектом категории «Ключевые» стал ТЦ Саларис, открытый в 2019 г. Сочетание стабильно высокого трафика посетителей, сбалансированного пула арендаторов и наличия арендопригодных блоков, позволяющих разместить крупные форматы магазинов, делает Ключевые ТЦ привлекательными для многих ритейлеров.

Доля свободных площадей в Ключевых ТЦ, %

фото: СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам

Доля свободных площадей в Новых ТЦ* на июль 2025 г. составила 25%, что на 4 п. п. выше, чем в июле прошлого года.

Доля свободных площадей в Новых ТЦ, %

фото: СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам

Среди причин подобной динамики – высокая ключевая ставка, рост стоимости отделки помещений и замедление потребительской активности. Еще в 2020-2023 гг. доля свободных помещений в Новых ТЦ прошла цикл от постепенного прироста (вызванного пандемийными ограничениями) до пика, достигнутого в 2022 г. (что связано с исходом международных игроков с российского рынка). Несмотря на сохраняющийся рост показателя в 2024-2025 гг., мы не ожидаем достижения значений кризисных 2021-2022 гг.

Доля свободных площадей в Прайм ТЦ* составила 6% в июле 2025 г., что на 1 п. п. выше, чем в июле прошлого года.

Доля свободных площадей в Прайм ТЦ, %

фото: СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам

В июле 2025 г. вакансия в Прайм объектах* Москвы демонстрирует незначительный прирост (+1 п. п. относительно июля 2024 г.).

Подобная динамика связана с замедлением активности ритейлеров и пересмотром планов по развитию торговых сетей на фоне общего снижения покупательской активности.

Доля свободных площадей в Стабилизированных ТЦ по состоянию на июль 2025 г. составила 8%.

Доля свободных площадей в стабилизированных ТЦ, %

фото: СMWP делится углубленным отчетом по торговым центрам

Вакансия в Стабилизированных ТЦ, исторически являющихся наиболее устойчивой к кризисным периодам категорией торговых объектов, на июль 2025 г. остается неизменной относительно июля 2024 г.

Площади, освободившиеся после ухода иностранных ритейлеров, заняты крупными арендаторами, что позволяет вакансии оставаться стабильной. Несмотря на это, многие крупные ритейлеры не достигают целевых оборотов, на которые был расчет после ухода «международников». Такая тенденция предполагает потенциал к росту вакансии, вызванному повторной активизацией ритейлеров на фоне поиска новых форматов и покупательских ниш.

Подробнее в отчете здесь.

*Ключевые ТЦ – крупные объекты (GLA >100 тыс. кв. м), преимущественно расположенные децентрализованно и обладающие конкурентным пулом арендаторов. Точки притяжения с расширенной зоной охвата.

*Новые ТЦ – торговые объекты, введенные в эксплуатацию в течение 2-х лет (8 кварталов) до даты мониторинга.

*Прайм ТЦ – знаковые и уникальные объекты для рынка, исторически маркетируемые по ставкам выше среднерыночных. Расположены внутри Садового кольца или близлежащих районах.

*Стабилизированные ТЦ – торговые объекты, введенные в эксплуатацию более 2 лет (8 кварталов) до даты мониторинга и не попавшие ни в одну из прочих категорий объектов.

_________

О компании Commonwealth Partnership [CMWP™]:

CMWP – ведущая консалтинговая компания на рынке коммерческой недвижимости. Более 30 лет мы предоставляем консультационные, инвестиционные и агентские услуги в России и странах СНГ. CMWP предлагает инвесторам, девелоперам, государственным учреждениям, собственникам и арендаторам широкий спектр услуг по оценке, управлению и эксплуатации, разработке концепций и мастер-планов, брокериджу, аренде и продаже недвижимости, а также стратегическому консалтингу, управлению строительными проектами и аналитике по всем сегментам рынка коммерческой недвижимости. Команда CMWP насчитывает более 400 высококвалифицированных сотрудников.

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пользовательское соглашение

Опубликовать