В условиях санкционных ограничений Россия делает ставку на масштабное обновление транспортной инфраструктуры и совершенствование нормативной базы, регулирующей транспортную логистику. Это напрямую связано с задачами по обеспечению устойчивого экономического роста, увеличению транзитного потенциала и более глубокой интеграции нашей страны в международные транспортные коридоры.
Одним из ключевых направлений стало развитие сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Итоговая декларация прошедшего 31 августа — 1 сентября 2025 года саммита в Тяньцзине подчеркнула важность модернизации существующих и создания новых международных маршрутов, прежде всего по направлениям «Север — Юг» и «Восток — Запад». Страны-участницы выразили намерение использовать транзитные преимущества и активно внедрять цифровые технологии в логистические процессы. Дополнительно заявлено о продолжении реализации межправительственных соглашений по автомобильным перевозкам и мерах по декарбонизации транспортной сферы.
На национальном уровне в России реализуется амбициозная программа модернизации инфраструктуры аэропортов. До 2030 года планируется реконструировать или построить 75 аэропортов. Однако, учитывая ограниченность бюджетного финансирования, государство ищет новые механизмы привлечения инвестиций. С 1 сентября 2025 года вступил в силу закон о введении инфраструктурного сбора с авиакомпаний, направляемого на развитие аэропортов. Средства будут распределяться внутри специальных групп аэропортов и пойдут исключительно на строительство и реконструкцию объектов внутри соответствующих групп. Такой подход позволит поддерживать сбалансированное развитие региональных узлов, сохраняя при этом прозрачность распределения финансов.
Параллельно обновляется система регулирования работы авиаперевозчиков. С 1 сентября вступили в силу новые правила доступа к инфраструктуре аэропортов, гарантирующие равные условия для компаний. Теперь при рассмотрении заявок на включение рейсов в расписание учитываются уровни приоритета: в первую очередь — государственные и оборонные перевозки, затем — регулярные пассажирские рейсы. Также операторы аэропортов обязаны раскрывать информацию о тарифах, пропускной способности и технических возможностях. Введена административная ответственность за нарушения требований к размещению информации о договорах воздушной перевозки в автоматизированных системах. Эти меры должны повысить прозрачность рынка и укрепить конкуренцию среди авиакомпаний.
Серьезное внимание уделяется экологическим вопросам. Вступает в силу закон, который дает государству право расторгать договоры аренды федерального имущества в морских портах с компаниями, систематически нарушающими природоохранные нормы при перевалке угля. Если арендатор в течение года дважды игнорирует предписания Росприроднадзора, договор может быть расторгнут досрочно. Это решение направлено на снижение негативного воздействия угольной логистики на припортовые территории и стимулирование бизнеса соблюдать экологические требования.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ивана Ильина, реализуемые меры будут способствовать укреплению позиции нашей страны в качестве ключевого транзитного узла между Востоком и Западом, обеспечению модернизации внутренней транспортной инфраструктуры, обеспечению равных условий для перевозчиков и повышению экологической и технологической устойчивости национальной транспортной системы. Развитие транспортных коридоров в связке с цифровизацией и новыми экологическими стандартами свидетельствует о том, что наша страна остается в числе ведущих участников мировой логистической системы.
Комментариев пока нет.