Титр: Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной
работы Пироговского Университета Минздрава России, доктор психологических наук, профессор.
Какие признаки указывают на то, что у человека может быть психологическая зависимость от
маркетплейсов?
Психологическая зависимость — состояние человека, которое систематически выводит его из
отношений с другими людьми в отношения с предметным миром или действиями. В центре
любой психологической зависимости находится уход от социальной реальности. Чем чаще
человек находится в отношениях с предметом или действием, тем выраженнее зависимость. По
критерию времени несложно оценить меру и степень погружения человека в отношения с
предметом или действием. Например, покупкой или просмотром потенциальных покупок, что
является таким же мотивом, как и сама покупка. В центре психологической зависимости находится
потребность в удовольствии от действия или отношения с объектом. Когда человек испытывает
дискомфорт в социальных отношениях, он стремится его скомпенсировать доступным для себя
образом, а потом этот доступный образ становится стереотипом и ритуалом. В случае, если
человек сосредотачивает удовольствие в мире вещей или действий по их приобретению, — это
признак психологической зависимости.
Какие потребности могут стоять за подобной зависимостью?
Скорее, не потребности, а дефициты эмоциональных состояний. Мозг человека очень социально
ориентирован. Нам важно быть в социальных отношениях. Мы все к этому стремимся. Всё
предшествующее время развития человеческой цивилизации наш мозг строил отношения в малых
группах. А сейчас за счёт цифровой социальной реальности сместили отношения в большие
группы. В них отношения реализуются так же через механизмы подражания, идентификации. Эти
и другие механизмы приводят сначала к эпизодическим действиям повторения (я делаю так, как
делали другие), но в последствии эти действия становятся закреплённым стереотипом, даже
ритуалом. Например, действия по поиску и приобретению вещей во много раз менее сложны,
нежели действия, которые человек совершает в построении человеческих отношений. Построить
отношения с предметным миром во много раз проще, чем с социальным. Человек стремится
снять это напряжение.
Кроме того, потребность в новизне, которая является встроенной программой и обуславливает
большинство видов активности и поведения человека, в полной мере реализуется на
маркетплейсах, где происходит постоянная смена картинки и есть постоянная возможность
увидеть и приобрести что-то новенькое. На этом построена идеология современного маркетинга.
Как отличить безвредную привычку делать покупки в интернете от нездоровой зависимости?
Приобретение нужных нам вещей — часть цивилизационных действий современного человека.
Вряд ли мы найдем человека, который этого не делает. Дальше возникает вопрос дозы, как и во
всём. Увеличение дозы легко отследить по частоте покупательных действий, которые можно
посмотреть в истории платежной карты и по размеру затрат, которые мы на это осуществляем.
Если этого недостаточно, можно посмотреть структуру покупок, которые совершаем, и если большая часть этих приобретений реализуется по критерию «любопытно» или «удовольствие», то
мы точно смещаемся из зоны социально нормативных действий в зону навязчивых приобретений.
Какие стратегии можно использовать, чтобы контролировать свои импульсы и не совершать
импульсивные покупки на маркетплейсах?
Надо признать, что импульсивность как особенность реакции работает не в строго определённом
месте, например, на маркетплейсе. Если она есть, то она регулирует все его поведенческие
реакции. Тогда стоит поставить задачу работать с этой особенностью. Самостоятельно это делать
возможно, но только в тех случаях, если человек имеет опыт сам регуляции. Если же этот опыт не
освоен, то импульсивные действия, в том числе по спонтанному приобретению, регулировать
самостоятельно достаточно сложно. В числе тактических приемов — установление лимитов,
ограничений на использование гаджетов. Мой профессиональный опыт показывает, что все эти
ограничения в секунду снимаются, когда есть запрос на своего рода запой, заход в действие,
которое мои клиенты маркируют как успокаивающие. «Я просто зашёл, чтобы себя успокоить». В
стратегию можно встроить установку: я не успокаиваюсь за счёт покупок.
Какие долгосрочные последствия может иметь психологическая зависимость от маркетплейсов
для моего физического и психического здоровья?
Надо признать, что мысль о том, что норма поведения человека ориентирована на отношения в
системе субъект-субъектных отношений одного человека с другим, человека с группой,
межгрупповых отношений. Дискомфорт, который возникает в социальном взаимодействии,
заменяется отношениями с объектом или действием. Импульсивная, спонтанная покупка — одно
из сотен действий, которыми человек заменяет свой дискомфорт в системе социальных
отношений. Основная, самая существенная опасность состоит в том, что система объектных
отношений и действий, которые мы совершаем для освоения социальных контактов,
увеличивается. На смену одному объекту зависимого поведения появляется другой, он сменяется
третьим или они успешно комбинируются. Объект зависимого поведения возникает как
специфический, а затем присоединяет к себе другие объекты, другие действия. В этом основная
опасность аддиктивного, или зависимого, поведения.
Пироговский Университет признан ведущим флагманом в сфере медицинского образования и науки России. Он прочно удерживает передовые позиции среди медицинских вузов страны, готовя высококвалифицированных специалистов для отечественного здравоохранения. В основе деятельности университета лежит эффективное сочетание передовых научных разработок, инновационных технологий и богатейших традиций в области преподавания медицины.
Преподавательский состав Пироговского Университета — это сообщество экспертов, преданных своему делу и нацеленных на прогресс в медицине. В 2024 году вуз вошел в программу «Приоритет 2030», представив три масштабных стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только предлагают решения текущих научных проблем, но и активно формируют медицинскую повестку будущего.
Сегодня в стенах Пироговского Университета разрабатываются революционные технологии и лекарственные средства для борьбы с тяжелыми и орфанными заболеваниями. Особое внимание уделяется персонализированной медицине, в частности, генной терапии, кардинально меняющей принципы лечения пациентов.
— Сергей Анатольевич Лукьянов, ректор Пироговского Университета, подчеркивает:
«Наш университет динамично развивается за счет научных прорывов, стратегических инициатив и безупречного качества обучения. Мы укрепляем свои позиции в российских и международных рейтингах, создавая медицину завтрашнего дня и воспитывая врачей нового поколения — компетентных, инициативных и социально ответственных».
— Георгий Гивиевич Надарейшвили, первый проректор – проректор по стратегическому развитию Пироговского Университета, отмечает:
«Пироговский Университет, наряду с другими ведущими медицинскими вузами, является драйвером инноваций. Мы создаем технологии, которые трансформируют подходы к терапии и внедряются в клиническую практику. Современная медицина развивается чрезвычайно быстро, и мы — активные участники этого процесса».
— Владислава Сергеевна Белякова, проректор по молодёжной политике Пироговского Университета, добавляет:
«Выбор медицинской профессии требует осознанности и готовности к непрерывному развитию. Важно не только осваивать теорию, но и cultivating soft skills: умение работать в команде, устойчивость к нагрузкам. Для этого в университете созданы все условия — от спортивных и творческих секций до научных сообществ и волонтерских программ, помогающих студентам раскрыть свой потенциал».
Пироговский Университет продолжает быть главным центром притяжения для амбициозных будущих врачей и ученых, открывая путь в новую эру медицины.
Больше актуальных новостей ведущего медицинского вуза — в Telegram-канале: https://t.me/daily_2med
Комментариев пока нет.