Год назад, 13 августа 2024 года, Президент России Владимир Путин подписал указ об образовании Морской коллегии Российской Федерации, ее возглавил помощник президента РФ Николай Платонович Патрушев.
Многими наблюдателями в стране и за рубежом ее создание было расценено как намерение Москвы вновь заявить о своих интересах на морских просторах.
Выступая на заседании Морской коллегии Патрушев Н.П. сказал: «Россия как одна из ведущих морских держав на планете обязана иметь и последовательно реализовывать свою морскую политику. История показывает, как многие государства, пренебрегавшие морским вектором развития, сходили со сцены, а страны, вовремя обратившие внимание на океаны, становились ведущими в мире».
В средствах массовой информации Морскую коллегию образно называли «Морское Правительство России». На нее легли задачи реализации морской политики, требований Морской доктрины, которые определял Президент Российской Федерации. Одной из важных функций Морской коллегии заключалось в решение проблем межотраслевого и межрегионального уровней.
«В судостроении в последнее время накопилось много проблем. Для их решения необходимы изменения в нормативно-правовой базе. Проект федерального закона РФ о государственном регулировании судостроительной промышленности (закон «О судостроении») будет способствовать формированию целостного правового регулирования деятельности в области судостроения», — об этом сообщил помощник президента России Николай Патрушев в ходе заседания президиума Морской коллегии России.
Проект закона был подготовлен межведомственной рабочей группой при управлении президента РФ по национальной морской политике. В законе будут регламентированы единые принципы управления судостроительной отраслью.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Геннадия Мартынова, процесс создания научных и институциональных основ современной морской политики Российской Федерации был достаточно сложен и обладал своей спецификой. Инициатором этого процесса был Военно-Морской Флот.
С изменением политического и экономического строя в стране с 1991 года пошел и стал практически неуправляемым обвальный процесс снижения сначала военно-морского, а затем и всего морского потенциала государства. Проблемы, связанные с развитием военно-доктринальных взглядов, доведением их до конкретных практических решений, стали для России чрезвычайно актуальными.
18 июня 2025 года в Госдуме Российской Федерации под председательством Владимира Владимировича Гутенёва состоялось заседание Комитета по промышленности и торговле. В повестке — обсуждение ряда профильных законопроектов, затрагивающих судостроение и цифровую безопасность потребителей.
Приоритетным вопросом стало рассмотрение проекта федерального закона «О развитии судостроения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Внимание было уделено системным проблемам отрасли: высокий уровень физического износа судов (до 70% в сегменте круизного флота), доминирование импорта (две трети судов), а также существующие правовые барьеры. По итогам обсуждения было принято решение сформировать рабочую группу для дальнейшей работы над данным законопроектом.
По предложению Морской коллегии главой государства Путиным В.В. была одобрена идея создания Национального исследовательского центра судостроения имени академика А. Н. Крылова, который обеспечит интеграцию исследовательского, конструкторского, технологического и кадрового потенциала в единой структуре.
Как отмечает Геннадий Мартынов, предлагаемый закон позволит восстановить и научно-технический задел судостроительной отрасли.
Комментариев пока нет.